Алексей Рубцов: «Без взаимодействия местной власти, предприятий и жителей система ЖКХ работать не будет»

0
449

В прошлом месяце на должность заместителя главы администрации Воскресенска по вопросам ЖКХ был назначен Рубцов Алексей Евгеньевич, являющийся дипломированным специалистом в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, управленец с большим опытом работы на ответственных должностях в органах власти. Решение о назначении Рубцова демонстрирует заинтересованность и стремление областной власти решать воскресенские проблемы жилищно-коммунальной отрасли по серьезному. Алексей Евгеньевич принял предложение редакции нашей газеты и согласился ответить на несколько вопросов главного редактора «Воскресенских деловых вестей».

— Алексей Евгеньевич, расскажите несколько слов о себе и о своем опыте работы в жилищно-коммунальном комплексе. 

— Опыт работы в жилищно-коммунальном комплексе достаточно большой. По образованию я инженер по эксплуатации систем теплогазоснабжения и вентиляции. Заканчивал энергомеханический факультет Военно-космической академии им Можайского в Санкт-Петербурге. Проходил военную службу до 2007 года на различных должностях — и на командных, и на инженерных. Был инженером отдела главного механика. В воинской части занимался эксплуатации котельной водозаборного сооружения и очистных сооружений тепловых сетей. После военной службы работал заместителем руководителя и исполняющим обязанности начальника водопроводно-канализационного хозяйства государственного предприятия управления эксплуатации научного центра в Черноголовке «Российской академии наук». В 2014 году я перешел на работу в жилищно-коммунальное хозяйство Московской области. Проработал там до 2019 года. Был начальником управления перспективного развития инженерной инфраструктуры министерства ЖКХ МО. Затем я потрудился в публично-правовой компании «Российский экологический оператор» — это компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами созданная по указу президента РФ на старте «мусорной реформы». После этого работал начальником управления развития коммунального комплекса министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области. Фактически с 2007 года я тесно связан с инженерной инфраструктурой и ЖКХ. То есть у меня имеется определенный опыт, и есть понимание ситуации, которая сложилось в ЖКХ Подмосковья.

— До вас за последние два года сменилось шесть заместителей руководителя администрации по вопросам ЖКХ. Вы седьмой. Вам не страшно было заходить в достаточно сложный район? Воскресенск сложен настроениями населения. Коммунальная система Воскресенска годами недофинансировалась в должном объеме. В прошлом году сменилось управление теплосетевым хозяйством. Рухнула крупнейшая управляющая компания «УК «ДомСервис».  На вашу долю выпало непростое хозяйство, непростая ноша. Какие у вас складываются отношения с руководителями предприятиями ЖКХ Воскресенска, с подчиненными и коллегами по администрации?

— Есть такая поговорка «Сказали надо, значит надо». Есть законы, есть определенные правила, поэтому если работать в этих рамках и не отходить от того, что написано поэтому бояться нечего. Я видел и похуже ситуацию. Здесь мне по крайней мере все понятно. По поводу того, что банкротились предприятия и так далее: что есть то есть. Я не хочу плохо говорить о каких-либо бывших руководителях. Понятно, что и ресурсоснабжающие предприятия и УК довели жилой фонд до почти критического состояния. Будем работать с тем что есть.

Я познакомился со всеми руководителями УК, ресурсоснабжающих организаций. Я их периодически у себя собираю, мы с ними проводим ежедневные совещания. В 8 утра каждый день я провожу совещания с руководителями ресурсоснабжающих управляющих компаний. Перед этим они на телефон мне сбрасывают ежедневные доклады о состоянии объектов. Если это инженерная инфраструктура, то они мне сообщают о технологических сбоях, авариях. Если это касается УК, то они мне докладывают так же о технологических сбоях, нарушениях, о кол-ве заявок, поступивших от населения за сутки, о количестве выполненных заявок, и о тех заявках, которые будут выполнены в течении двух дней. Кроме того докладывают информацию о численности дворников, которые вышли на уборку территории, а также о количестве привлеченной для этого техники. У нас создана группа в мессенджере, в которой общаются только руководители предприятий и служб, поэтому вся информация проходит непосредственно через эту группу. Для меня важно что все руководители УК и ресурсоснабжающих организаций нашего города нашли взаимодействие между собой. Без взаимодействия эта система работать не будет. Я их приглашаю, знакомлю между собой чтобы они работали напрямую. Иногда администрации приходится решать вопрос, который решается на уровне начальников участков, инженеров, начальник ЖЭРУ.

— У администрации есть право собственности на объекты коммунальной структуры, что дает вам в руки мощный рычаг влияния на процессы в ЖКХ, что непременно отражается на жизни населения и деятельности предприятий Воскресенска. Как вы оцениваете состояние коммунальной системы и объектов теплоснабжения и водоснабжения? Какие шаги вы намеренны сделать для движения отрасли в правильном направлении? 

— Состояние объектов, конечно, печальное. Я был и на авариях на котельной по ул. Рабочей дом №137, знаком с ситуацией на Лопатинском. Я слежу за ситуацией, которая происходит не только в Воскресенске, но и в соседних городах. Я знаю почти всех руководителей ресурсоснабжающих организаций МО. Я знаю руководство министерства ЖКХ, министерства энергетики. Что касается того, как я вижу развитие, то во-первых сейчас мы разработали и утвердили схему теплоснабжения г/о Воскресенск. Там заложена основная стратегия развития системы теплоснабжения. Понятно, что система теплоснабжения нуждается в глубокой модернизации, есть определенные план, определенные расчеты по строительству новых котельных и по переходу на закрытую систему горячего водоснабжения. У нас объем по схеме теплоснабжения, объем инвестиционных предприятий по модернизации инженерной инфраструктуры составляет порядка 2,5-3 млрд. р. Это то, что посчитано, то, что заложено в схеме. Еще около 3 млрд. рублей необходимо дополнительно на то, чтобы на 100% выполнить работы по закрытию системы теплоснабжения.  Это установка индивидуальных тепловых пунктов в домах с погодным регулированием, как в пос. им. Цюрупы. Теплоснабжающее предприятие в пос. им. Цюрупы — это дочернее предприятие Мытищинской теплосети. На базе Мытищинской теплосети была создана ассоциация «Мособлтеплоэнерго» которая объединяла в себе все теплоснабжающие организации МО. Там работают компетентные специалисты и их конек в том, что они закрывают систему теплоснабжения, устанавливают погодное регулирование. Это современные энергоэффективные технологии, и мы будем этим путем идти повсеместно. Это и перекладка сетей. На Москворецком столкнулись с тем что там – цементно-асбестовые трубы лежат. Первые шаги, которые сделаны — это совещание с министерством энергетики МО. Нам выделяют средства на 2021 год на срочный капитальный ремонт участков сетей, которые требуют оперативной замены. В госпрограмму заявка уже отправлена. От 10 до 40 млн. руб. Без этого нам будет проблематично войти в следующую зиму. Ведется работа по привлечению финансирования для модернизации комплексной инфраструктуры. Сейчас на уровне правительства РФ на Минстрое прорабатывается вопрос выпуска инфраструктурных облигаций под модернизации инфраструктуры. Получается часть денег будет от государства по этим облигациям, а часть от инвесторов. Если мы выходим на вопросы государственного и частного партнерства, то здесь есть фазы. Первая фаза – это инвестиционная фаза, когда частный партнер создает определенный объем инфраструктуры, производит этап по модернизации, при этом имущество сохраняется в муниципальной собственности. 115-й закон о концессионных соглашениях защищает права имущества муниципалитета. Даже вновь создаваемое имущество, которое создается инвестором оно оформляется в муниципальную собственность. Это все прописывается в конституционном соглашении. Инвестор привлекает средства, вкладывает их и дальше за счет тарифа, за счет того, что он создал энергоэффективные объекты, возвращает эти средства. Здесь работают так называемые «длинные деньги». Это совершенно нормальный механизм. Он защищается на федеральном уровне. Я считаю, что это единственный путь, который поможет наиболее быстро восстановить и улучшить инфраструктуру Воскресенска.

Что касаемо объектов водоснабжения и водоотведения. В этом году проведена и завершена работа по созданию единой схемы водоснабжения и водоотведения. У нас план мероприятий есть. Сейчас мы проведем закупку на разработку схемы водоснабжения и водоотведения, и на разработку программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры. В любом случае придется привлечь подрядчика, потому что все эти схемы разрабатываются с электронными моделями сетей. По тепловым сетям у нас электронная модель уже разработана. Сейчас у нас есть весь план сетей, который существует, и он выполнен в специальном геоинформационной системе программно расчетном комплексе. С учетом всех подключенных нагрузок мы можем сейчас видеть узкие места, смотреть, где не так работает гидравлика, смотреть в анизометр. По поводу установке датчиков, порывов — всё это будет закладываться при проведении модернизации. В этом году мы завершили работу по схемам снабжения. И в рамках этой работы мы создадим план по модернизации. Такова задача этого года. Дальше в зависимости от того, как у нас будет идти процесс, можно уже более детально предметно разговаривать о том, какие средства мы будем привлекать для модернизации. Возможно, это какие-то бюджетные средства. Часть объектов у нас уже на государственной программе стоит. Сейчас ремонтируются два коллектора. Губернатор поддержал главу по вопросу выделении средств на капитальный ремонт канализационного дюкера под Москва-рекой — там порядка 3,8-4 млн. на 2022-2023 г. Мы будем делать капитальный ремонт. Там две нитки дюкера. Мы сначала меняем одну нитку дюкера, запускаем стоки по ней, потом меняем вторую. Есть планы по модернизации и проведению в нормативное состояние водозаборных сооружений. В программе стоит реконструкция ВЗУ и очистных сооружений в д. Степанщино. Есть еще часть объектов, которые нужно модернизировать. По ним тоже есть понимание и сформированы заявки в программу «Чистая вода» МО, в программу развития жилищно-коммунального хозяйства. Пандемия немного подкосила бюджет МО в том числе и бюджет Воскресенска. Программы немного срезались. Министерство ЖКХ готово нам выделить еще порядка 108 млн. р. на ремонт сетей водоснабжения, но этот вопрос еще прорабатывается.

Что касаемо муниципальных управляющих компаний. Мы планируем провести некоторые кадровые усиления в муниципальных УК, кое-какую внутреннюю ротацию. Есть определенные специалисты, которые готовы прийти и направить свои силы на улучшение работы. Для нас важны все-таки муниципальные УК — это лицо муниципалитета и мы приложим все усилия для того, чтобы это были лидирующие УК на рынке. Но мы не говорим, что для других УК нет места. Это рынок. Место для них может быть. Если УК соответствует всем требованиям, если она зарекомендовала себя, если они действительно качественно указывают услугу, то мы только рады их работе. Если профессионалы работают на рынке, то мы будем их всячески поддерживать. Если УК не будут выполнять те требования, которые нам диктует область и федерация, то будут приниматься к ним административные меры. Если я ставлю задачу, то я обязательно проверю ее выполнение. Я найду способ ее проверить. Я заезжаю во двор, фотографирую, что я там вижу, и отправляю сразу в группу. Я считаю, что это нормальная практика, и что это должно сподвигать руководителей вести между собой конкуренцию. Это и сплачивает коллектив..

— Наверняка вы уже ощутили уровень негатива от населения по отношению к деятельности и качеству услуг управляющих компаний?

— У главы и зама главы очень много дел и иногда приходится жертвовать временем, которое отведено на принятие каких-то стратегических решений, этим временем приходится жертвовать на подписание 25 обращений от одного жителя по одному и тому же вопросу. Такие обращения не помогают решить проблему. Понятно, что там один и тот же ответ на один и тот же вопрос. Есть закон, есть определенный этап порядок принятия управленческих решений. От того, что там будет написано 100 обращений по какому-то вопросу, от этого зеленее не станет. Если это можно было решить сиюминутно, то это решилось. А ходить одному и тому же жителю и 100 раз объяснять что ты не даешь подумать о том как это сделать потому что все люди сидят и занимаются … Сейчас мы зачищаем дворовые территории. Есть четкий план идти от двора к двору, от двора к двору. Но у нас куча доброделов, каждые вышли и сфотографировали свою детскую площадку. В результате руководители подразделений предприятий вынуждены отвлекаться от запланированных работ для реагирования на жалобы. Еще встречаемся с такой проблемой что когда чистим двор, работает техника, но сознательные граждане считают что они в это время обязательно должны припарковать свою машину посреди двора и пойти домой пить чай или поставить машину возле контейнерной площадки чтобы мусоровоз туда не подъехал, потому что его место не очищено или занято. Нужно немного уважать труд дворника. Отремонтировали подъезд и определенно какой-нибудь житель начинает выходить на лестничную клетку, курить и обязательно он должен затушить сигарету о новое пластиковое окно. Люди наверное еще не до конца осознали что это их жилое помещение общедомовое это их имущество. Это все равно что оторвать кнопку в своей машине или сломать забор у себя на даче.

— Поскольку жилой фонд в основном старше 60-го года и находится в удручающем состоянии, очень большой поток обращений от граждан содержит требования ускорить включение их домов в программу капремонта. Жители старых домов считают несправедливым факт включения более свежих домов в план работ. Планируется ли вами работа по расширению списка домов на капитальный ремонт на текущий и следующий год. 

— Из-за обильных снегопадов у меня не получилось встретиться с руководителем фонда капитального ремонта. Сейчас я поставил задачу своим сотрудникам, чтобы они сделали тот пул проблемных вопросов по жилому фонду, которые у нас имеются по заявкам. Объем средств тоже ограничен. Жители пишут, чтобы их дом включили в капремонт, а дальше фонд капитального ремонта берет и смотрит, сколько дом собрал по статье «капитальный ремонт». Там долгов энное количество. Здесь есть очень много факторов влияющих, в том числе и на принятие решения — долги за ЖКУ, износ общего имущества дома. Мы должны комплексно оценивать общее состояние жилого фонда. Есть дома в гораздо худшем состоянии, но жители не проявляют должной инициативы по подготовке необходимых документов для переноса ремонта общего имущества на более ранний срок. Я настроен на большую совместную работу с жителями, управляющими компаниями и фондом капремонта.

Беседовал гл. редактор газеты Сергей Рудаков