Сильные поглотят слабых. В Воскресенске грядет слияние школ и детских садов

0
1288

В 2020 году ожидается масштабная оптимизация  учреждений образования городского округа Воскресенск. О будущем присоединении «слабых» учреждений к более «сильным»  директора  школ и заведующие были информированы загодя, но для   большинства  педагогов  новость стала как гром среди ясного неба. Очередная реформа в любом случае  не пройдет мимо  значительной части школьных учителей и воспитателей детсадов, методистов и психологов.

 Совет депутатов Воскресенска 30 января принял решение о проведении опроса граждан на территории деревень:  Губино, Золотово, Чемодурово, Ратчино, Степанщино; поселков: Виноградово, Хорлово, имени Цюрупы; сел: Усадище, Федино, Косяково, Конобеево, Ашитковское, Барановское с целью выявления и учета мнения жителей по вопросу принятия решения о реорганизации  муниципальных образовательных организаций.   Дату начала проведения опроса граждан – 17 февраля 2020 года, дату окончания проведения опроса граждан – 28 февраля 2020 года. Методика проведения опроса  – заполнение опросного листа путем выбора одного из предложенных вариантов ответов либо указания своего варианта ответа.

Ликвидация путем присоединения

При нынешней власти в стране  и ее политическом курсе процесс оптимизации неизбежно должен коснуться исключительно всех  бюджетных  учреждений.    Пионером  оптимизации   сферы образования стала Москва,  где  10 лет назад  8-10 школ и детских садов  объединяли в один образовательный комплекс.  Бывшие средние школы и детсады стали называть структурными подразделениями СП-1, СП-2 и т.д.  «Технология объединения была следующая: ликвидация путем присоединения,  —  рассказал один из директоров столичного образовательного комплекса.  — То есть было ликвидировано юридическое лицо присоединяемой школы — что нам дало возможность расстаться с той частью персонала, которую мы считали непрофессиональной».

 Руководителей учреждений сегодня  больше  волнует не то,  зачем делают  оптимизацию и насколько вырастет уровень образования у детей,  а кто  из них выиграет и проиграет от очередной реформы, кого назначат директором укрупненного учреждения, а кто перейдет в разряд завучей, или отправится на заслуженный отдых.  В нашем городском округе вместо 36 школ  станет к концу года 28, вместо 40 детских садов будет 12,  но в недалекой перспективе  все дошкольные учреждения должны влиться в общеобразовательные комплексы.

Аргументация  администрации городского округа, которая,  без сомнений,  инициировала оптимизацию с подачи сверху,  оказалась  предсказуемой,  и во многом повторяет  доводы реформаторов медицины. Учреждения со слабыми показателями подготовки выпускников,  с  неэффективным  соотношением педагог/ученик (в медицине: врач/пациент),  должны быть лишены самостоятельности и войти в состав  эффективного  учреждения с сильным,   как правило, молодым руководителем.  Субъективные факторы  играют свою роль, и часто  на  укрупненное бюджетное учреждение  ставят  директором ни самого достойного, а самого  удобного для  начальства.

У современных  чиновников  вошло в привычку  хвалить всё, что находится в зоне их контроля,  но как только  дают команду сверху  о  проведении реформы,  то тут же  общественность знакомят с неприятными фактами  о том, что  замечательные врачи,  которым  еще вчера выдавали ключи от квартир, не очень хорошо лечат,  а воспитатели детских садов,  которым недавно в торжественной обстановке вручали грамоты  за  отличную работу по подготовке малышей к школе,  растеряли  свои навыки и таланты,  поэтому  дети приходят в первый класс неподготовленными.

Директоров станет в три-четыре раза меньше

Управление образования  представило  депутатам Совета депутатов  пояснение к перечню    образовательных организаций, участвующих в реорганизации.

К МОУ «Средняя школа №14»  (пос. Фосфоритный) присоединят школу №12 (п.Хорлово),  а также детские сады №24 «Радость»  и №27 «Лесная сказка».     Цель: повышение качества обученности обучающихся, улучшение кадрового и материально-технического обеспечения учебно-технического процесса, обеспечение преемственности дошкольного общего образования и начального общего образования.

Причина: отсутствие дошкольного общего образования в общем образовании, низкая средняя зарплата в детском саду; СОШ №12: низкий уровень подготовки выпускников 11 классов в 2017 г., 2019 г., необъективные результаты Всероссийских проверочных работ в 2017г, 2019 г., низкие результаты региональных диагностических работ  по математике в 2019 г., красная зона в  2017 г., 2018 г., количество штатных единиц, которое зависит от численности обучающихся меньше количества педагогических работников, необходимых для обеспечения учебно-воспитательного процесса, низкая педагогическая нагрузка учителей — предметников.

Пояснение по администрации: заведующим детских садов предлагается должность «заместитель директора по дошкольному образованию», действующему директору СОШ №12, будет предложено место в методическом Центре, все остаются работать на своих местах.

Косяковскую среднюю школу и детский сад №57 присоединяют к Гимназии №1. Причина: отсутствие дошкольного общего образования в общем образовании, низкая средняя зарплата в детском саду, малое количество детей в детском саду (57 детей при штате 20,94). МОУ «Косяковская СОШ»: низкий уровень подготовки выпускников 9 классов в 2019 г., низкий уровень результатов РДР по математике в 2019 г., неэффективное соотношение педагог/ученик (4,4), красная зона в 2017 г., низкая педагогическая нагрузка учителей — предметников, малокомплектная школа. Многие дети, проживающие в Косяково, учатся в Новлянских школах.

Схожие причины оптимизации по большинству учреждений.

В наименьшей степени оптимизация затронет  городские   школы.  «Слабую» по показателям школу №25 запланировали присоединить к Чемодуровской школе,  к ряду других школ (№4, №20, №26 и др), считающихся сильными,   присоединят по одному-двум детским садам.

Чиновники заявляют, что укрупнение образовательных учреждений позволит  повысить зарплату воспитателям дошкольников,  повысить качество  обучения  в сельских школах.

Ребенок просто перейдет из одного кабинета в другой

В пояснительной записке к депутатам горсовета  от управления образования рассказано о плюсах  реформы:

«Зачем необходимы слияния в образовании? Что даёт оно «сильным» и «слабым» участникам, и чем будет измеряться эффективность каждого слияния?

Начать следует с того, что многим детям достаточно тяжело и болезненно дается переход из садика в школу, меняется обстановка, педагоги и характер обучения, что конечно, может значительно усложнить процесс адаптации и привыкания к школе. Если же ребенок будет ходить в дошкольное отделение, расположенное в школе, для него ничего не измениться, он просто перейдет в другой кабинет и у него появится учитель.

Учиться детям в садике будет намного интереснее, так как реформа предусматривает тщательную подготовку ребенка к школе, наличие программ, которые позволят детям быстрее выучить необходимую программу для поступления в первый класс. Во многом эффективность данной программы будет обеспечиваться тем, что воспитатели и учителя смогут сотрудничать и проводить заседания, главным вопросом которых будет, как максимально улучшить процесс адаптации дошкольников к обучению в школе.

      Взаимодействие между учителями и воспитателями будет иметь только преимущества, так как они будут обмениваться необходимым опытом, повышать квалификацию и анализировать результативность программ образования, внося свои поправки и изменения, которые должны будут обязательно рассмотрены министерством образования.

Объединение школы и садика также позволит проводить более масштабные мероприятия. Малышам будет интересно смотреть на выступления школьников, фестивали и конкурсы, это поможет им лучше развиваться.

С точки зрения укрепления отношений между ребенком и его семьей, присоединение садика к школе также имеет массу положительных моментов. Педагоги-психологи, которые штатным расписанием детских садов не предусмотрены, помогут родителям правильно наладить отношения с ребенком на разных этапах его взросления. Это важно, потому что развитие талантов и способностей детей зависит от того, насколько своевременно они были выявлены».

Из авторитетного педагога в менеджера образовательного процесса

На заседании Совета  депутаты  Алексей Моргунов, Галина Романова и Александр Куньшин задали  много вопросов  руководителю управления образования Письменной И.Т.  Осознавая, что спущенную сверху реформу остановить невозможно,  депутаты  выразили  надежду  на  то, что предстоящий процесс укрупнения  будет максимально безболезненным  для  системы,  и не приведет  к  увольнению  профессионалов, закрытию деревенских  «структурных подразделений»   укрупненных школ.

Из практики  реформирования  образовательных учреждений в разных регионах страны  начальство  преследует   две цели. Первая цель –  сделать  сферу более управляемой, поскольку самих директоров становится меньше. Вторая цель – высвободить часть денежных средств, сократив  расходы  на персонал, содержание  пустующих зданий, коммунальные и прочие хозяйственные нужды.

На страницах  газет и журналов звучит критика укрупнения школ и детских садов.  Руководитель родительского движения «Союз семьи и школы», профессор, доктор педагогических наук Сергей Молчанов  считает, что  оптимальная школа — это школа, не рассчитанная на большое количество учащихся».

«Директор должен знать каждого ребенка в лицо и по имени. —  утверждает Молчанов. — Кроме того, укрупнение школ до 1000 и более учащихся снижает возможности педагогического персонала контролировать ситуацию. Отсюда и наркотики, и курение, и алкоголь, и распущенность, и суицидальность и прочее».  При этом эффект от оптимизации, по мнению эксперта, будет копеечный: «ну уменьшат заработную плату руководителю филиала, и что? бюджет страны увеличится?».

Директора оторваны и от учителей, подчеркнул ученый: «В крупном комплексе, в котором обучаются тысячи детей и работают сотни учителей, выстраивается управленческая пирамида, которая не предполагает тесного общения педколлективов, учащихся и родителей с находящимся на вершине директором».

Другой эксперт  в сфере образования, Алексей Семенов отмечает парадокс: «С одной стороны, в управлении образованием утверждаются принципы социальной справедливости, демократизма и прозрачности. Но с другой — исчезают человеческие отношения. Директор не может знать всех учителей в лицо. Что уж говорить о детях! Он тоже принимает решения на основе «объективных данных». Итог: личный авторитет руководителя, формируемый в совместной работе и общении, заменяется административным авторитетом менеджера. Возможно, конечно, в будущем утраченные человеческие связи в новом виде будут восстановлены, и директора лучших школ станут почти столь же «важными фигурами» для образовательной и иной власти, как это было раньше… Однако иметь личные отношения с пятью сотнями учителей для директора уже практически невозможно».

Планы оптимизация Воскресенского образования

 К МОУ школа №7 присоединятся МОУ «Фединская школа», МДОУ детский сад № 45 «Колосок»

К МОУ «Гимназия № 1» — МОУ «Косяковская средняя школа»; МДОУ детский сад № 57 «Колокольчик»

К МОУ школа № 4 — МДОУ — детский сад № 36 «Полянка»; МДОУ детский сад № 11 «Аленушка»

К МДОУ детский сад № 9 «Светлячок» — МДОУ детский сад № 48 «Ладушки»

К МОУ школа №14 — МОУ школа №12; МДОУ детский сад №24 «Радость»; МДОУ детский сад №27 «Лесная сказка»

К МОУ школа № 39  — МДОУ детский сад № 29 «Волшебная сказка»; МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа».

К МОУ школа №13 — МДОУ детский сад №12 «Радуга»

К МОУ «Лицей № 22» — МДОУ  детский сад № 3 «Белочка»;

К МОУ  школа № 20 — МДОУ детский сад  № 30 «Парус»; МДОУ детский сад №15 «Дюймовочка»

К МОУ «Гимназия № 24»  — МОУ школа № 11

К МОУ школа № 5 — МДОУ детский сад № 8 «Золотая рыбка»; МДОУ детский сад № 10 «Спутник»

К МДОУ детский сад №38 «Чебурашка» — МДОУ детский сад № 34 «Солнышко»

К МДОУ детский сад № 63 «Карусель» — МДОУ детский сад №39 «Ягодка»; МДОУ детский сад № 25 «Незабудка»; МДОУ детский сад № 26 «Спутник»

К МОУ «Виноградовская школа» — МДОУ детский сад № 54 «Елочка»

К МОУ школа № 26 — МДОУ детский сад № 41 «Сказка»; МДОУ детский сад №60 «Колобок»

К МБОУ лицей «Воскресенская кадетская школа» — ДОУ детский сад № 19 «Яблонька»; МОУ «Золотовская школа»

К МОУ «Ратчинская школа» — МОУ «Степанщинская школа»; МДОУ детский сад № 43 «Березка»

К МОУ «Фаустовская школа» — МДОУ детский сад № 42 «Веснушка»

К МОУ «Чемодуровская школа» — МДОУ детский сад № 37 «Малыш»; МОУ школа № 25»

К МДОУ  детский сад № 31 «Рябинка» — МДОУ детский сад № 28 «Родничок»

К МОУ школа №99 — МДОУ детский №58 «Рыбка»

К МДОУ детский сад №33 «Ромашка» — МДОУ детский сад № 64 «Теремок»

К МУДО «Фантазия» — МУДО «Досуг»

Сергей Рудаков, депутат совета депутатов г/о Воскресенск