От освоения денег  к притяжению людей

0
854

Во время своего визита в Воскресенск на прошлой неделе  вице-губернатор Дм. Пестов  посетил городской парк, пообщался с архитекторами, представителями   местной власти и сферы культуры. Уже к 15 сентября  подчиненные  областного чиновника пообещали   предоставить возможность погулять по обновленному парку.

Про  реконструкцию городского парка сказано много.  Газеты и сайты разместили фотографии  будущих  строений в стиле позапрошлого века.   В соответствии с генеральным планом  в  парке появится сцена для массовых мероприятий,  павильон-кафе, павильон для мастер-классов,  цветочный  лабиринт, беседка,  детские площадки, зона для проведения временных мероприятий.  В проекте нет многого  из того,  что радует  посетителей парков в других городах, но в принципе,   за полмиллиарда бюджетных рублей, которые собираются  чиновники вложить  в реконструкцию парка,  Воскресенск может получить  неплохую основу  для   перспективного культурно-хозяйствующего  объекта,  то есть  «центра притяжения».  Однако  не исключен и другой сценарий, при котором   деревья  продолжат болеть,  постройки и малые архитектурные  формы  через год начнут  ветшать, краска   и плитка отваливаться, а на ремонт  в бюджете будет традиционно не хватать денег.

Вопрос: будет ли парк сам зарабатывать? Или будет зависеть  от бюджета?  Или такие вопросы не рассматриваются вообще?

Чтобы   наш городской парк стал  востребованным и популярным  общественным пространством,    реальным конкурентом  торгово-развлекательных  центров в борьбе за свободное время  горожан,   реконструкции и  благоустройства  совсем недостаточно.  Нужно  понять,   ради чего в парк  пойдут люди, что  эти люди хотят  получить в парке,  что станет стимулом для них приходить туда  вновь и вновь.

 Почти 8 месяцев в году мы имеем сырую, серую, мокрую и неприятную погоду. Что будет предлагать парк в это время? Об этом вообще ничего не сказано!? В парке не будет вечное зеленое лето. А как всё то, что нарисовано и спроектировано, будет действовать зимой?  Осенью? Весной? Какие возможности и перспективы заложены в инфраструктуру парка в зимний сезон? Предполагаются ли снежные горки и крепости, кто и как это будет делать? На каких площадках? Где и кто будет организовывать детские праздничные зимние календарные программы? Куда и кому платить деньги за оказание развлекательных услуг? Тут один вопрос тянет за собой другие …

 Всегда и везде  успеха в управлении и развитии парков   добиваются  компетентные и креативные специалисты,  хорошие организаторы.   А  может оказаться так, что  парк доверят очередному  великовозрастному  бывшему чиновнику, или  чьему-то зятю, свату, тестю, которые будут без  энтузиазма и  драйва отрабатывать свою зарплату.  В Администрации района  сегодня нет  специалистов  по организации  крупных культурно-массовых  процессов.  Чиновничья среда  не создает таких  творческих личностей,  как  Алла Орлова (ДК Химик), Мария Тышецкая (Сувенир),  Наталья Никитина (Коломенская пастила),  Марина Мезинова (Карусель),  Константин Братчиков(Стрельцы) и многих других. Креативные  люди  развиваются в свободных условиях,   и только в опоре  на таких  людей  у   местной власти  есть шанс   сделать парк  одним из любимых мест  проведения досуга  у воскресенцев.

Благоустроенный парк, где можно увлекательно и полезно провести время,  городу нужен.  Но парк еще нужно содержать и развивать там сферу обслуживания, поэтому  в парке должен появиться хозяйствующий субъект.   Нужно будет кому-то за деревьями ухаживать, иначе засохнут,  кому-то  обслуживать  инфраструктуру  и  поддерживать правопорядок,  а кому-то  заботиться о проведении разнообразных культурных и  развлекательных мероприятий,  привлечении  к сотрудничеству  успешных творческих коллективов,  лекторов, музыкантов, художников, аниматоров, а также коммерческих  компаний (аттракционы, прокат веломобилей и т.д).  Возможность вкусно покушать  в парке станет дополнительным стимулом, прийти в него во время обеда или  после работы.

Без современной     инфраструктуры   досуга  парк  очень быстро  станет малолюдным и непопулярным.   Полюбоваться   архитектурными новоделами в стиле 19 века  можно  один раз в месяц, но не каждый день.  Целевая аудитория  парка должна  меняется в течение дня, от будней к выходным.   Сюда должно тянуть и семьи с детьми, и подростков, и  пенсионеров.  Традиционно утром в  парк  приходят пожилые люди и мамы с детьми. После обеда и до вечера в парк тянутся  школьники и студенты. Работающая молодежь и люди среднего возраста традиционно стекается в парк  в вечернее время.  Управляющие парком должны понимать  потребности и интересы  каждой возрастной и социальной группы, чтобы создавать для них  точки притяжения. Быть способными развивать коммерческую составляющую парка, опираясь прежде всего на явные и спящие запросы воскресенцев. Ведь Воскресенск не туристический город и такой инфраструктуры у нас нет.

Проводились ли социологические исследования среди горожан и жителей района на предмет данной парковой зоны?  Каким  видят парк сами воскресенцы?   Нужен ли он вообще, как объект современной парковой инфраструктуры активного хозяйствующего типа?  Либо городу нужен тихий ухоженный зеленый уголок без особых претензий на «движуху»?

Каждый посетитель парковой зоны  должен  найти для себя занятие на выбор.   Исследования   ученых показали, что отдыхающему человеку интересно находиться в том месте, где он может найти для себя не менее десяти различных способов провести время.   В непринужденной обстановке  удастся вовлекать  в культурную жизнь    людей, которые даже никогда не бывали в театре, и  не особо  рвутся туда.

В парке должно что-то регулярно  происходить: мастер-классы, выставки, познавательные программы и спектакли для детей, выступления творческих коллективов для людей среднего и старшего возраста, игровые и шоу-программы. Культура и искусство разнообразны, и в парке могло  бы  стать частью повседневной  жизни воскресенцев.  Управляющие городским парком  должны сами  протягивать руку   горожанам. Создавать программы, находя новые методы финансирования, как это делают многие современные парки не только за счет бюджетного финансирования, но и спонсоров, самих посетителей, не нанося сокрушительных ударов семейным бюджетам.

Будет ли организована инфраструктура «покатушек» на самокатах, велосипедах и прочее? Будут ли проводиться молодежные акции и мероприятия современного типа? Где и кто это будет проводить? 

У Воскресенска  есть  шанс создания  нескольких центров притяжения, куда  потянутся не только  местные жители, но и  туристы.  Несомненно, усадьба Кривякино и городской парк   вполне способны стать одним из таких магнитов для людей.  Главное, чтобы  чиновники строго ограничили  свое вмешательство, потому что политика директив  и приказов  не  способствует  развитию  творческой деятельности  (креативной индустрии), а только разрушает её.

Способность организовать постоянный приток людей позволит повысить окупаемость программ и снижение их стоимости. Но это кропотливая работа не просто для работников культуры, но и новым современным специальностям, которые должны сочетать культуру с финансами, хозяйственными вопросами, изобретательностью.

При имеющемся опыте реконструкций объектов положительного опыта мало, а кураторы одни и те же. Ситуация в бассейне «Дельфин» особенно явно показывает неспособность имеющихся в Администрации района  специалистов работать в современных конкурентных условиях и создавать  «центры притяжения».

Сергей Рудаков