Фильтрация бизнеса по-воскресенски

0
1108

Переход к рыночным отношениям невозможен без развития малого и среднего бизнеса. Это требование экономики, а не мнение предпринимателей. Большое количество мелких фирм – источник налоговых поступлений в бюджет любого уровня. Это рабочие места и самозанятость. Но, что мы видим на примере Воскресенска? Где наш малый бизнес? Каково сообщество предпринимателей? Есть основания полагать, что сектор экономики города, который составляют малые и средние фирмы, обречён на исчезновение. Постараемся объяснить почему.

Снос палаток: законно или нет

В начале 90-х одним из символов новой эры предпринимательства в России стали коммерческие ларьки, в которых «новые русские» выкладывали в продажу диковинные заморские товары: шоколадки, жвачки, напитки, сигареты. С тех пор прошло много времени, многие начинавшие 20 лет назад своё дело с палаточной и лоточной торговли коммерсанты превратились в крупных бизнесменов. Самодельные ларьки со временем меняли на павильоны заводского производства, а многие палатки успели сменить по пять и более хозяев, давая старт начинающим бизнесменам.

Естественно, что развитие городов Подмосковья, в том числе Воскресенска, не должно обходить стороной нестационарные торговые объекты, многие из которых имеют очень мрачный внешний вид, но успешно торгуют запрещенными к продаже алкогольными напитками. Поэтому было вполне обоснованным принятие Министерством потребительского рынка и услуг Московской области Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления в городах и районах схем размещения нестационарных торговых объектов. Но в России очень часто благие намерения высоких московских чиновников на местном уровне превращаются в политику социального и экономического издевательства.

Воскресенская городская администрация решила в прошлом году изменить схему размещения нестационарных торговых объектов. Депутатская комиссия, Совет по предпринимательству совместно с представителями торгового отдела районной администрации провели кипучую деятельность. Правда не удосужились встретиться с заинтересованными предпринимателями для решения их проблем и услышать наболевшее. В результате, в декабре 2013 г. утвердили новую схему размещения торговых объектов, разработанной городской администрацией, в которую не включили большинство работающих торговых ларьков. Исключение составили павильоны «Союзпечати» и несколько киосков по продаже мороженного. И это на весь многотысячный город!!!

Никто из руководителей города не известил предпринимателей, что в один день они лишатся отлаженного бизнеса. Им просто отказали продлить ордер на размещение павильонов. Вот и наш неравнодушный и социально активный воскресенец Александр Белимов в одном из выпусков газеты «Наше слово» случайно узнал, что его нестационарный «объект» не был включен в схему размещения. При этом, он с 1992 года получив согласования надзорных органов, неоднократно по требованию властей перестраивал павильон и никаких претензий не возникало. Тут же, он, как и многие представители малого бизнеса, получает письмо от зам. Главы Воскресенской администрации Князева А.В. с требованием демонтировать павильон. Будучи человеком прозорливым, он решил разобраться в ситуации и добиться правды. Первым из чиновников, к кому он обратился, был начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации Борисов С.П. На вопрос, в чём «кошка зарыта», Сергей Петрович пояснил исключение его павильона тем, что внешний вид, габариты торгового объекта не соответствуют утвержденным в области стандартам.

– Почему же вы заранее не известили меня о необходимости привести торговый объект под новые стандарты? – спросил Александр Белимов. На этот вопрос у Борисова С.П. ответа не было.

На вопрос Александра Белимова, а что будет на том месте, где находится мой павильон, ему ответили, что это место ежегодно будет выставляться на конкурс для размещения павильона установленной формы и размера. И он также может поучаствовать в нём.

Подобные беседы с чиновников с предпринимателями, как впрочем, и принимаемые местной властью нормативные документы, вызывают возмущение и массу вопросов, которые никто не разъясняет. Как бы действует правило – догадайся сам и докажи, что ты не «верблюд».

Что такое торговый павильон. Это малое предприятие, которое, как правило, дает заработок нескольким семьям. Это семья предпринимателя, семьи двух продавцов, семья водителя, снабжающего павильон товаром. Принимая решения о нецелесообразности для города N-ого количества ларьков, нужно всегда думать о судьбах тех, кого эти ларьки «кормят». К этому нужно добавить, что с ларьков предприниматели платят налоги.

Маленький павильон – это точка старта для начинающего предпринимателя. Молодому воскресенцу, который получил образование и с минимальным объемом денежных вложений решил открыть свое дело, не под силу сразу арендовать помещение первого этажа жилого дома по ул. Менделеева за 90 тысяч рублей в месяц. Во всех западно-европейских странах (Испания, Франция и т.д.) торговля обычного провинциального города полностью во власти малых предпринимателей, которые продают выпечку, домашнюю кондитерку, мясные продукты, электронику, сувениры и многое другое. Зато сетевой супермаркет можно увидеть лишь один, и то на далекой окраине города. Посмотрите на наш город! Никто из чиновников не спросил, а куда идут налоги от этих супермаркетов, зарегистрированных в других регионах страны.

Что происходит в Воскресенске. В интересах сетевых магазинов у нас местный малый бизнес просто истребляется административными методами. Слушая отчеты руководителей местного Совета по поддержке предпринимательства на фоне очередной гламурной вечеринки о работе по привлечению инвестиций, хочется спросить – почему забыт малый бизнес?! Замена коммерческих павильонов, стоимость не менее 500 тысяч рублей, плюс закупка товара, плюс доп.оборудование, плюс вывески, плюс коммуникации – разве это не инвестиции в свой город и поддержание рабочих мест?

Тот же предприниматель Александр Белимов вложил инвестиции и подвел много лет назад коммуникации: электричество, отопление, водоснабжение. Представьте себе, что в результате конкурса какой-нибудь наивный предприниматель поставит новый павильон. Тут же Белимов отключит все коммуникации. Победитель конкурса при самых отлаженных связях в органах власти будет месяцами оформлять и проводить новые коммуникации. А к тому времени год подойдет к концу и предстоит вновь участвовать в конкурсе. А там, глядишь, победит очередной наивный предприниматель. А что делать предыдущему предпринимателю – увозить свой павильон на свалку, так и не подключив коммуникации? Кто от этого выиграет?

Если воскресенские чиновники и народные избранники всерьез хотят своему городу добра, они должны ко всем людям относиться с уважением и с пониманием.

Как можно без объяснения в письменной форме причин не включить множество павильонов в схему размещения нестационарных объектов, просто поставив честных тружеников-предпринимателей перед фактом необходимости демонтажа павильонов?

Как можно не разъяснять и не предоставлять права предпринимателям на установку павильона в соответствии с новыми стандартами?

Как можно игнорировать первоочередное право предпринимателя, прописанное в Законе и в договоре аренды земельного участка под павильоном, на продление договорно-земельных отношений?

С приходом новой власти, у предпринимателей города усилился риск ведения предпринимательской, неуверенности в завтрашнем дне. Городская администрация затаскивает предпринимателей в судебные тяжбы, в которых представляется недостоверная информация и по исполнительным листам заставляют демонтировать палатки. Власть не обязывает крупный бизнес строить капитальные строения и в них предоставлять людям рыночные места. Власть забыла о пенсионерах, которые должны получать бесплатные торговые места для продажи излишков со своего огорода. Власть выгнала их на улицы и тряпочные палатки, без всяких элементарных условий, под дождь и снег. Где забота о своих гражданах? К сожалению, её – нет!

Вместо современных и соответствующих нормативным требованиям павильонам, городская власть включила в схему размещения нестационарных объектов «арбузные развалы», без соблюдения санитарных требований и не падайте в обморок – на проезжей части и прилегающей к ней частях города. Разве нельзя всё это сделать цивильно в павильоне с водопроводом и установкой к нему сеткой под арбузы?

Александр Белимов обратился в Прокуратуру с жалобой на постановление Администрации города от 3 апреля 2014 года №120 «О мерах по исполнению законодательства в сфере торговой деятельности и организации розничных рынков, а также осуществления деятельности по продаже товаров на розничных рынках», по которому теперь любая палатка в городе может быть ликвидирована. Евгений Соколов, Старший помощник Прокурора Воскресенского района так прокомментировал жалобу А.Н. Белимова и действия ведомства по решению проблемы:

«Александр Николаевич обратился к нам с жалобой на незаконный правовой акт органа местного самоуправления. Мы изучили этот нормативно-правовой акт и пришли к выводу, что его нормы не соответствуют федеральному законодательству.

Есть у нас торговля в стационарных объектах: магазинах, торговых центрах. А есть различного вида палатки, ларьки – это нестационарные торговые объекты. В них торговля осуществляется в случаях, если они размещены в соответствии со схемой размещения таких объектов, которую утверждают органы местного самоуправления. В остальных случаях торговля запрещена.

Ужесточилась торговля на розничных рынках: запрещено торговать в разного рода контейнерах, навесах.

Вроде бы из названия документа следует, что данное постановление касается розничных рынков. Но в первом пункте данного постановления указано, что на территории всего города запрещена торговля во временных сооружениях, в том числе, в объектах контейнерного типа. Фактически любой киоск – временное сооружение. Те же ларьки «Роспечати» можно перевозить с одного места на другое. В принципе этим постановлением запрещена торговля в нестационарных торговых объектах.

Орган местного самоуправления не обладает подобным полномочием на ограничение торговой деятельности – это введении Российской Федерации и Московской области.

Постановление №120 определяет ограничение, не предусмотренное федеральным законом, так как охватывает территорию всего города, будто Воскресенск один единый розничный рынок.

Мы направили в Администрацию Воскресенска протест на данный правовой акт. Нам его не удовлетворили. В обосновании они указали, что якобы мы эту норму исключили из контекста всего правового акта. Но если посмотреть весь документ, то там есть фабула и первый пункт, где указано «ограничить на территории Воскресенска». В этом случае без разницы, что написано наверху в фабуле. Это диспозиция санкции. Фабула – лирика, норма права содержится в пункте.

Я считаю, что этот правовой акт содержит в себе много пунктов, которые дают возможность должностным лицам превышать полномочия. То есть сейчас даже контролирующие органы могут подойти к любой палатке и сказать: «у нас есть постановление Главы. Там написано – нельзя. Сносите свою палатку».

Это ограничение предпринимательской деятельности. Крупные предприниматели могут оформить землю и что-то построить. Малый бизнес этого лишен, они могут работать только в палатках. Этот документ ставит под угрозу развитие малого и среднего предпринимательства.

Сейчас проект искового заявления о признании этого нормативно-правового акта недействительным находится на рассмотрении у заместителя Прокурора Московской области».

***

Минпромторг в феврале этого года разослало во все российские регионы информационное письмо, в котором рекомендует местным властям не сносить киоски и палатки при утверждении новых территориальных схем размещения нестационарных объектов, а предоставлять взамен предпринимателям другие места дислокации, причем, в обязательном порядке. Особое внимание уделять увеличению объектов продаж социально значимых товаров — хлеба, мяса, рыбы, молока, овощей и фруктов, а также журналов, цветов и изделий народных промыслов.

Замедление роста доходов россиян заставит магазины снизить цены

В письме при этом указывается на случаи злоупотребления и произвола со стороны исполнительной власти и органов местного самоуправления при исключении торговых объектов из схем размещения, и тем самым ликвидации бизнеса. «Это противоречит смыслу 10 статьи закона о торговле, по которой схема размещения торговых точек — инструмент их систематизации, исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, а не средство для административного сокращения количества торговых помещений, передела рынка и ограничения предпринимательской активности»,- говорится в письме, подписанном заместителем министра промышленности и торговли Виктором Евтуховым.

В»ОПОРе России» расценивают такой поворот как «событие для малого бизнеса», после которого от государства можно ожидать другие шаги по поддержке и развитию популярного среди бизнеса и граждан формата торговли. «Такое мнение от Минпромторга прозвучало впервые, и мы это приветствуем», — прокомментировали «РГ» ведомственный документ в общественной организации предпринимателей. Кроме этого, федеральным законодательством установлен запрет на исключение существующих торговых павильонов из схем, утверждаемых органами местного самоуправления. Об этом, также указал Белимову А. министр потребительского рынка и услуг Московской области Посаженков.

По словам руководителя центра экспертизы и проблем предпринимательства «ОПОРы России» Ивана Ефременкова, за четыре года «под прикрытием» борьбы с нецивилизованными формами торговли и с внедрением новых схем размещения нестанционарных объектов во многих регионах России ликвидированы десятки тысяч киосков и ларьков, причем, вполне «цивилизованных, законно функционирующих и отвечающих санитарным и эстетическим требованиям». «Их число во многих крупных городах и мегаполисах сократилось в два раза, пострадали тысячи предпринимателей, десятки тысяч их наемных работников потеряли рабочие места говорит Ефременков. » Людям предлагалось в трехдневный срок очистить место, за свой счет ликвидировать палатки, а взамен — ничего равноценного,»- поясняет эксперт.

 

(продолжение следует)

Сергей Рудаков

Дарья Сурмий