Либо служба, либо дружба

0
743
   Когда чиновники или органы власти не справляются со своими задачами и обязанностями, то, как правило, их начальством принимаются решения о создании новых служб, советов, департаментов и палат со схожими функциями. Десять лет назад, когда Думы и Советы депутатов перестали быть местом для дискуссий, руководством страны было принято решение создавать на всех уровнях общественные палаты, которые должны были восстановить диалог между народом и власть предержащими.

В теории депутат и есть мостик между властью и населением. Воскресенцы (в теории) идут к депутату с наболевшими проблемами, например, по теме ЖКХ или медицинского обслуживания, а тот, обладая властными полномочиями, требует исправления ситуации либо выполнения обязательств сотрудниками муниципальных предприятий, учреждений, чиновниками администрации и т.д. Если это не помогает, депутат может вызвать чиновника на заседание Совета депутатов, и там устроить коллективную взбучку чванливому служаке, потребовать его увольнения и т.д. Но в реальности в Советах депутатах традиционно заседают люди, находящиеся в жесткой зависимости от чиновников: это директора школ и иных муниципальных учреждений, бизнесмены, сидящие на заказах от Администрации и муниципальных, государственных предприятий. Слабость депутатов должна была, по замыслу высоких чиновников, компенсироваться активными общественными палатами, где собрались бы борцы с коррупцией, экологи, правозащитники и другие неравнодушные к происходящему личности.

Однако теория в нашей стране всегда сильно расходится с практикой. Формирование общественных палат на местах Главы и руководители Администраций взяли под свой личный контроль, повсеместно выдвигая на роль удобной для себя общественности отставных офицеров, директоров дружественных предприятий и муниципальных учреждений, молодых перспективных карьеристов, которых нужно опробовать в небольшом деле перед продвижением на серьезные должности в администрациях. Общественная палата Воскресенского района – не исключение. Более половины состава палаты – руководители коммерческих или муниципальных организаций. Но разве это объективно отражает социальный состав населения района? Разве общество состоит наполовину из директоров, президентов и председателей.

В новом составе Общественной палаты Воскресенского района нет ни одного человека, который бы запомнился населению активной позицией по острым проблемам: коррупции, точечных застроек, возведения экологически вредных и опасных объектов вблизи Воскресенска. Кто из этих членов открыто противостоял чиновничьим планам строительства завода «Эколог» вблизи Воскресенска. Кто из них открыто выступал против массовой распродажи за бесценок городской недвижимости? Кто из них выступал против фальсификации на выборах в 2009 году? Вопросов много. В ответ нам могут рассказать истории об участии кого-нибудь из членов палаты в субботниках, благотворительных акциях, фестивалях, презентациях, и т.д.

Я не сомневаюсь, что Макеев Е.Д. (директор коммерческого предприятия), Вертунов Ю.С. (директор ком. предприятия), Владович А.С. (директор ком. предприятия), Носов В.В. (директор ком. предприятия) и другие представители управленческой элиты Воскресенского района, входящие в состав общественной палаты, хорошо знают, что больше всего вопросов у воскресенцев вызывает сфера жилищно-коммунального обслуживания, что стоимость услуг велика, а качество оставляет желать лучшего. Не сомневаюсь, что им известно о растущем дефиците врачей и неуклонного «старения кадров» в городских поликлиниках и больницах, что с учетом экологических проблем создает угрозу социальной катастрофы. Известно им, что растущее потребление наркотиков среди воскресенской молодежи вообще может в ближайшее время привезти к физической потери части населения, сравнимое с потерями в войнах и эпидемиях. Только в пос. Фосфоритный за последний год несколько человек стали жертвами наркоманов и наркотиков.

Знание уважаемыми членами палаты злободневных вопросов для воскресенской общественности не дает им возможностей решать накопившиеся проблемы. Во-первых, по причине занятости по основному месту работы. Во-вторых, потому что решение большинства из перечисленных вопросов находится в руках Администрации района и правоохранительных органов, а никакого желания спорить и оппонировать руководству города и района у нынешних членов Общественной палаты нет и не будет. Их связывает многолетняя дружба или ровные приятельские отношения. При желании проблемы в ЖКХ давно бы решились созданием конкурентной среды, но руководству района выгодна схема функционирования подконтрольных взаимозависимых управляющих и энергоснабжающих компаний. Проблему дефицита врачей в городских поликлиниках и больницах за несколько лет можно решить, приглашая специалистов из российской, белорусской, украинской глубинок, где зарплаты еще ниже, чем в Подмосковье. Предоставление жилья приезжим врачам в социальный наем вообще не возникнет, если квартиры в строящихся высотках не будут распределяться между сотрудниками администрации, если Глава и его ближайшие подчиненные целиком и полностью посвятят себя служению жителям Воскресенского района.

Все проблемы Воскресенского района разрешимы. Нужна лишь политическая воля нескольких должностных лиц в руководстве района и города.

Нам с детства читают книжки о том, что такое хорошо и что такое плохо. Всем известно, что дружба – это хорошо. Только не всегда. На протяжении десятилетий дружба, совместный отдых в банях, на лесной охоте, на заграничных курортах прокуроров, главных чиновников администрации, начальников милиции, УФСБ, крупных промышленников и коммерсантов принесли нашему району очень много зла.

Чтобы вывезти Воскресенский район из социально-политического и экономического болота, в которое его завела дружба и партнерство больших начальников, нужно формирование властных и общественных структур из людей, которые забудут на долгие годы про корпоративы, вечеринки, банкеты и прочие разъедающую рабочую атмосферу мероприятия. Никаких подарков. Никаких личных связей. Только официальные отношения, направленные на получение общественно значимого результата.

Значительный сдвиг в борьбе с коррупцией и чиновничьим беспределом в Воскресенском районе стал возможен благодаря назначению на руководящие должности в городской прокуратуре, районном УВД и УФСБ лиц, не связанных дружескими, родственными и иными мешающими делу отношениями с представителями местной муниципальной власти. Многие вопросы, которые раньше решались в банях, теперь вообще не решаются, поскольку это противозаконно и противоречит интересам общественности.

Если воскресенцам, областной власти нужна эффективность в работе Общественной палаты Воскресенского района, в ней должны появиться люди, для которых общественные интересы важнее личных, либо которые вообще не связаны личными, деловыми и родственными отношениями с представителями власти и правоохранительных органов. Иначе всё останется как есть.

Институт общественной палаты может нести пользу воскресенцам, если в ее составе окажутся известные общественные активисты Александр Белимов, Александр Ненашев, Софья Волкова, Эльвира Ялымова, Олег Колганов. Но это моё личное мнение, а этого слишком мало. Общественная палата не должна формироваться одним, двумя или десятью выборщиками. Выбирать должны сотни, тысячи неравнодушных жителей Воскресенского района, которые заявят, например, через Интернет, о своем желании поучаствовать в выборах членов общественной палаты. Если придут в Общественную палату не кивалы, а борцы, возможно через несколько лет и в Советах депутатов появятся последовательные защитники прав и интересов народа, а не послушные исполнители чужой воли.

СЕРГЕЙ РУДАКОВ