Своя рубашка ближе к телу -2

0
1176
   Наш народ долго держали в царстве мифов относительно жилищно-коммунального хозяйства: Первый миф: ЖКХ – заведомо убыточная отрасль, поэтому там работают за копейки пьяные сантехники , а грязные подъезды никто не хочет мыть и красить. Миф второй: управлять жильем могут только профессионалы, список которых очень ограничен и доступен, прежде всего, действующей местной власти. Господство в обществе мифов имело определенные цели: оправдать бесконтрольное и неэффективное расходование постоянного, бесконечного потока денег – наших жилищно-коммунальных платежей, на долгий срок законсервировать ситуацию подконтрольности и лояльности этого высокодоходного бизнеса муниципалитету. В немалой степени застою в ЖКХ способствовала пассивность большинства жителей, которым просто некогда отстаивать свои права в различных государственных и муниципальных инстанциях.

Управляющие компании, подобные ООО «УК «Аквилон», работающей в мкрн.№1 Новлянского квартала, появились во многих российских городах. Там, где Главы районов и чиновники заинтересованы в развитии конкуренции, независимые управляющие компании успешно развиваются, борются за каждого жителя, дабы добиться его удовлетворенности от предоставленных услуг. Но есть города, в которых местные власти всеми законными и противозаконными способами пытаются убрать с рынка независимых управленцев.
Давайте объективно посмотрим на вещи. В условиях монополии одной управляющей компании в ЖКХ района жильцы домов должны бегать за сантехниками, домоуправами, начальниками и директорами, чтобы те решили их мелкие или крупные проблемы. Отсутствие борьбы за наши с вами деньги ведет к тому, что, несмотря на наш спрос на прибранные подъезды, тепло, чистую воду из кранов, нет соответствующего по качеству предложения, а главное, ответственности предприятия ЖКХ. Процедуры привлечения к ответственности должностных лиц предприятий настолько затратны и трудоемки, что для большинства нереализуемы. Простой пример. Рядовая семья в каком-нибудь доме по ул. Менделеева недополучила в прошлом месяце килокалорий через систему отопления на 150 рублей, а недополученных услуг по уборке подъезда – на 50 руб. Ради того, чтобы вернуть эти 200 рублей, вы должны потратить кучу времени на экспертизы, акты, визиты в инспекции, суды и т.д. В масштабах района общая сумма недопоставленных населению услуг может измеряться миллионами, но из-за двухсот рублей каждый гражданин по отдельности не будет насиловать свою нервную систему, строча жалобы и сидя в очередях.
В мкрн. №1 Новлянского квартала всё ровно наоборот: представители одной управляющей организации, а также чиновники районной Администрации вынуждены бегать за жильцами многоэтажек, встречаться, убеждать, обещать, кошмарить негативными последствиями «неправильного выбора» и т.д., лишь бы управление домами не досталось «Аквилону». Разве жителям других микрорайонов не хочется, чтобы за их честно заработанные деньги конкурирующие компании боролись, доказывая свою эффективность, обещали снижение затрат на фоне улучшения, например, качества уборки подъездов или придомовой территории? Но «Аквилон» создал опасный для ряда чиновников и местных монополистов прецедент, который не должен, по их мнению, повториться. Жители объединились и совершили действия, идущие вразрез их политики, их финансовых интересов.
Не чистым на руку чиновникам и монополистам нужна коммерция, но не конкуренция. О подобных условиях могут только мечтать, например, продуктовые магазины, парикмахерские, и другие коммерческие организации, счет которых сегодня в Воскресенске идет на многие сотни.
Борьба управляющих компаний в Новлянском квартале раскрепостила сознание сотен воскресенцев, которые осознали, что услуги ЖКХ – это разновидность услуг, за которые платятся деньги, а вовсе не благотворительная деятельность городского Начальства. Оказалось, что при всех проблемах с жильцами-должниками, износом зданий и т.д. мкрн.1 Новлянска очень интересен «ДомСервису» и не дает покоя Игорю Владимировичу Марахову.
На мой взгляд, высокие чиновники Администрации могут через газету поделиться с воскресенцами своим представлением о том, что такое хорошие жилищно-коммунальные услуги и сколько они должны стоить при сегодняшних ценах на энергоносители, стойматериалы и затраты на оплату труда. Но зачем нам, воскресенцам, нужна информация о том, что на каком-то сайте не выложена бухгалтерская отчетность «Аквилона», или другой фирмы. Меня не интересует, сколько у «ДомСервиса», «Аквилона», любой другой не принадлежащей мне организации прибыль, доходы, расходы, суммы налогов и другие экономические показатели. Меня, как потребителя, волнует цена и качество потребляемых услуг. Приходя в магазин «Магнит» или «Эльдорадо», покупателям абсолютно не интересно, сколько денег должны эти сетевики поставщикам, работникам, различным фондам. Мы идем за покупками, потому что нас устраивают цены, ассортимент, качество обслуживания в этих гипермаркетах. Функции многих контролирующих государственных структур урезали, но при этом качество товаров в магазинах хуже не стало. Телевизоры, ноутбуки, планшеты становятся тоньше, изображения лучше. Пластиковые окна становятся с каждым годом лишь дешевле без потери качества. Можно перечислять до бесконечности. Во всех сферах жизни люди добиваются качественных услуг, товаров, не обращаясь в суд, не жалуясь в Роспотребнадзор. Просто производитель и продавец плохого товара быстро вылетает с рынка – очень быстро слух о низком качестве доходит до потребителя. Услуги ЖКХ – это, конечно, услуги специфические, но и на них распространяются законы рыночной экономики. И мы не нуждаемся в советах и наставлениях высокопоставленного чиновника, кому мы должны платить немалые деньги. Выбор управляющей организации по жилищному кодексу происходит по воле собственников жилья через собрания жителей. Сегодня местная власть не желает создавать условия, при которых появятся десять управляющих компаний, вследствие чего во всех многоквартирных домах эти компании начнут вести активную агитацию и предлагать свои условия предоставления услуг ЖКХ, свои программы в решение тех или иных жилищных вопросов. А люди разберутся. Ошибутся в каком-нибудь доме, ничего страшного – позднее выберут другую, более эффективную компанию. Именно жители многоквартирных домов, которые из своего кармана вынимают деньги и несут их в банк для оплаты за жилищно-коммунальные услуги, должны решать, кому платить, а вовсе не чиновники Администрации — за нас с вами. У какой компании выше качество предоставляемых услуг, у кого профессиональнее кадры сантехников и маляров, кто относится к жителям с большей внимательностью и доброжелательностью, того и выберут жители. Целью системы жилищно-коммунального обслуживания должно быть улучшение состояния домов, качественное предоставление услуг. Администрация, в свою очередь, должна на равных правах предоставить управляющим компаниям, которые бы хотели выйти к жителям района, возможности для личных встреч и донесения информации о своей деятельности.

Сергей Рудаков