Долговая спираль в порочном круге ЖКХ

0
243

Отсутствие новостей из ЖКХ  становится  самой хорошей новостью.  Если  за день не произошла авария на теплотрассе,  никто не утонул в кипятке в образовавшемся обвале на улице, не поступило жалоб на отсутствие тепла в доме, значит коммунальщиков можно записать в передовики, им на этот раз повезло. Успехов в привлечении инвесторов  в коммунальную систему Воскресенска в ближайшее время ждать не приходится  из-за роста политических и экономических рисков.  Регулярно мы видим сообщения в новостных лентах об аресте или побеге за границу экс-мэров подмосковных городов, громких отставках министров, что свидетельствует о политической нестабильности для  финансовых вложений в коммунальные системы,  отсутствии гарантий их сохранности.  В Воскресенске из месяца в месяц наблюдается падение собираемости денег с предприятий и жителей многоквартирного сектора за услуги ЖКХ,  что увеличивает риски потери вложенных   в   коммунальные проекты  денежных средств.

Сегодня в долгах пребывают все без исключения предприятия ЖКХ Воскресенска.  Разница между муниципальными предприятиями и частными компаниями ЖКХ в том, что первым могут  подкинуть денег из бюджета  на погашение долгов, а частные компании выкручиваются как могут: берут кредиты, оптимизируют затраты, экономят на закупках. Компания  «Воскресенские тепловые сети» (АО «ВТС») должна огромные суммы за газ,  бюджету по налоговым платежам.  В разы больше  должны самой компании «ВТС».  Свыше миллиарда рублей недополучила компания с потребителей, и рост долгов имеет кумулятивный эффект.   Больше чем на 150 млн. рублей выросли за  2019 год долги жителей  домов, находящихся под управлением «УК «ДомСервис»,  на 60 млн – долги жильцов домов МУП «Управление домами».  Доля неплатежей приближается к 15%, и тенденции падения сбора приобретают для компании и отрасли в целом катастрофический характер.  Кассовый разрыв   у предприятия был и раньше, так как  жители оплачивают тепло в квартирах  равными частями в течение  года, в то время как ВТС обязан оплачивать газ и электроэнергию по фактическим объемам потребления.  В этом году  кассовый разрыв резко увеличился именно в связи с падением платежей от населения.   Усугубляет положение дел недобросовестность сотрудников областного Расчетно-кассового центра. Получая за  услуги по разноске квитанций по почтовым ящикам десятки  миллионов рублей, этот частный РКЦ   практикует задержки перевода оплат от жителей на счета коммунальных компаний.

На месте  акционерного общества «ВТС»  могло быть муниципальное предприятие (МУП).  Что было бы, если  сегодня не ВТС, а муниципальное предприятие обеспечивало  бы жителей Воскресенска теплом, при этом имело сотни миллионов рублей  задолженности   по налогам,  а также перед газовым монополистом?  Администрация Воскресенска вышла бы к депутатам с предложением  предоставить МУПу   помощь из бюджета на сотню-другую миллионов. 300 млн. рублей за три года  выделили из бюджета МУП «Управление домами», которое обязано работать в равных рыночных условиях с «Аквилоном», «Инстроем», и другими частными компаниями.   Теплоснабжающий город МУП также бы «доил» бюджет.  Вместо финансирования ремонта школ, домов, детских садов бюджетные средства направили бы на погашение  долгов  одного из предприятий.  В отличие от МУПов АО «Воскресенские тепловые сети»  из бюджета деньги  не просит,  обращаясь  за средствами в банки.  Кредитные учреждения из года в год  деньги компании давали, но под   муниципальные гарантии. Все взятые кредиты ВТС отдавал вовремя.

В этом году  Администрация муниципального района не соглашается представить муниципальные гарантии  АО «ВТС» для  преодоление кассового разрыва  в 130 млн рублей, что обеспечило бы безболезненное прохождение  отопительного сезона.

Более того, Администрация района  пытается «заменить» ВТС.    Однако   найти достойную замену  «ВТС»  чиновники оказались не в силах.  Предприятие со свободными ресурсами на миллиарды рублей и эффективным менеджментом   чиновники привлечь в наш городской округ не смогли.   Альтернативу  АО «ВТС»  на территориях бывших сельских поселений  района чиновники хотят  создать на базе МУП «Белозерское ЖКХ».  Однако при передаче  муниципального  имущества    в МУП «Белозерское ЖКХ»  тариф изменится  из-за шести убыточных котельных, работающих в селах.   И если в настоящее время  тарифы АО «ВТС» и МУП «Белозерское ЖКХ»  почти равные, то с переданными мазутными, угольными и дизельными котельными  в МУП «Белозерское ЖКХ» тариф  резко вырастет, а в АО «ВТС», которая останется обслуживать территорию городских кварталов,  резко снизится.

На  заседании депутатской комиссии     депутат от партии «Справедливая Россия»  Романова Галина Анатольевна выразила мнение, что   замена «ВТС» на МУП «Белоозерское ЖКХ»  вызовет рост коммунальных платежей.  На вопрос депутата  директору МУП Белозерского ЖКХ Погадаеву А.Г.: «Как отразится этот рост на жителях?»,  — ответа не последовало.

Муниципальные предприятия из года в год  работали с убытками.  Вместо мало мальских вложений в  обновление городской инфраструктуры   через МУПы  народные избранники финансировали погашение долгов  этих предприятий.  О недопустимости  работы МУПов в ЖКХ  многократно говорил Президент, председатель Правительства, министр  ЖКХ РФ.    Руководители  МУПов не смогут при всем желании  модернизировать коммунальную инфраструктуру и вводить энергосберегающие технологии — все потери и издержки от неутепленных труб, допотопных котлов будут компенсироваться  за счёт бюджетной поддержки.  Воскресенские чиновники вновь хотят  вернуть  местную коммуналку на 15 лет назад.

МУП «Белозерское ЖКХ»  никогда не имело лицензию на эксплуатацию котельных с момента своего образования и вряд ли получит её, что показала совсем недавняя компетентная проверка Ростехнадзора. Предписаний выдано около 30 пунктов. Почему на сомнительные потуги чиновников  закрывают глаза правоохранительные органы – не понятно. Налицо незаконное предпринимательство  под прикрытием   интересов муниципалитета и горожан.