Агрессивный ребенок. Что делать?

0
252

Очень часто  в своей повседневной работе мне приходится сталкиваться с проблемой детской агрессивности и даже жестокости.    Агрессивность  ребенка – это способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе, прежде всего, лежат обида, страх, боль, унижение, которые возникают из-за неудовлетворенности потребности в любви и чувства нужности другому человеку.

Взрослым неудобно агрессивное поведение детей. Подобные дети  раздражают окружающих, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган» — такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.

Но во всем ли виноваты дети? Давайте разберемся.

Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.

Первый – это семья, которая может демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Во-вторых, агрессии дети обучаются при взаимодействии со сверстниками во время игр.  Они узнают о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный – и мне все можно»).

И, в третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров и компьютеров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.

Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. При этом за агрессивным поведением могут стоять разные причины.

Усталость. У детей   часто разбалансированы нервные процессы: когда  дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом.

Совет: Если ребенок склонен к перевозбуждению, все подвижные игры прекращайте за 2 часа до сна. Полезен теплый душ и дневной отдых.

Негативное  самовосприятие.  «Я плохой, и я веду себя как плохой »  Но, ведя себя плохо, такие дети крайне болезненно реагируют даже на мягкую критику. Она звучит для них как «ты плохой».

Совет: Одно из средств против этого — «я- сообщение». Нужно говорить не «ты меня убиваешь, когда так делаешь», а «мне очень плохо, когда ты так делаешь»; не «ты мешаешь», а «знаешь, всем детям плохо, когда ты шумишь» т.е. реагировать не на личность, а на конкретный поступок и помочь ребенку это понять.

Реакция на запрет взрослых, на ограничение личной свободы, на ситуацию, когда ребенок не получает то, что ему нужно.

Совет: объясните ребенку причину запрета. Если желание ребенка просто несвоевременно, можно предложить ему какой-нибудь компромисс («мы сделаем это, но позже»).

Требование внимания. Дети, на которых не обращают внимания, которые испытывают недостаток любви родителей (это и в благополучных семьях бывает), как бы говорят: «Ах, так? Ты меня не замечаешь? Ну, я тебе не дам о себе забыть!» Для них важен любой знак внимания, даже негативный. Так называемое «требование границ», когда агрессия — это сигнал взрослым: «Я не могу справиться с собой, остановите меня!» Ребенок еще не может разобраться в своих сложных чувствах, сильном внутреннем конфликте, но он нуждается в том, чтобы эти внутренние противоречия выплеснуть. В глубине души ребенок понимает, что ведет себя плохо, и на самом деле ищет того, кто бы его остановил, кто бы сделал это за него.

Совет: для детей очень важно, чтобы взрослые справлялись с их агрессией, потому что тот, кто тебя защитил от себя самого, сможет защитить тебя и от внешних опасностей.

Социальное научение. Ребенок, с которым жестоко обращались, может повторять эту поведенческую модель: «как обращались со мной, так я буду обращаться с другими». Если ребенок жил в семье, где постоянно дрались, кричали друг на друга, то он будет делать то же самое, уже находясь в другой среде. Если ребенок часто смотрит боевики, он усваивает пример всепобеждающего супермена, для которого не существует никаких законов.

Совет: Чтобы работать с таким ребенком, нужно завоевать авторитет. Значимыми для него являются справедливость и сила. Когда ваш авторитет доказан, нужно уметь вовремя твердо сказать ребенку: «Я не позволю тебе этого делать».

Задача взрослых состоит в способности научить детей правильно направлять и проявлять свои эмоции  и    избавляться от раздражения, которое накопилось.

Детям, которые пребывают в озлобленном состоянии, следует предложить специальные методы, чтобы они имели возможность не подавлять гнев, а выражать его. Наиболее распространенные способы дать детскому раздражению выйти на волю:

  1. Разрешите ребенку остаться в комнате одному и высказаться в адрес того, кто его разозлил.
  1. Разрывание газет, смятие бумаги, битье ногами и руками подушки, которая специально отведена для этой цели, удары по мячу и жестяной банке, написание на листке всех обидных слов, которые так хочется произнести обидчику, помогут выпустить гнев, не причиняя никому вреда.
  1. Посоветуйте своему ребенку в момент сильного раздражения сосчитать до десяти прежде, чем ответить грубостью или применением физической силы.
  1. Хорошо помогает справиться с озлобленностью прослушивание громкой музыки, пение и крик под нее.
  1. Создать выход для гнева посредством творчества. Агрессивный ребенок просто может нарисовать то, что его волнует на данный момент.

Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний. Не ставьте ему, каких бы то ни было условий. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему – либо. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность.

И, конечно же, требуется проявление со стороны родителей безусловной ЛЮБВИ к ребенку в любой ситуации, ведь   ребенок нуждается в вашей любви больше всего тогда, когда меньше всего ее заслуживает.