Домой Статьи и аналитика Как изменится жизнь в России с новыми показателями эффективности госуправления

Как изменится жизнь в России с новыми показателями эффективности госуправления

0
56

Затянувшийся социально-экономический кризис и необходимость реализации масштабных нацпроектов-2024 вынуждает руководство страны в очередной раз пересмотреть подход к оценке эффективности органов управления. Предыдущий перечень показателей эффективности, состоящий из 24 пунктов, просуществовал год с ноября 2017 года по ноябрь 2018, и вот перед Администрацией Президента была вновь поставлена эта задача.

Задача, надо отметить, совсем не тривиальная, так как эффективность управленческого труда не так просто оценить, как в случае с трудом производительным. Утверждённые приоритеты влияют напрямую на направление деятельности всех звеньев власти, а не только руководителей регионов. Ведь вертикаль власти транслируется сверху вниз и, вообще, является лейтмотивом всей внутренней политики в стране.

Но, возвращаясь к изменению курса внешней политики, для понимания необходимо оценить какие изменения получила оценка эффективности и почему.

В 2017-2018 году основными критериями были: продолжительность жизни, заработная плата, размер обязательных платежей и стоимость ЖКУ, уровень нищеты и доступность жилья.

С 2019 года приоритетными критериями стали: уровень доверия граждан высшему руководству, количество внебюджетных рабочих мест, численность предпринимателей, производительность труда и заработная плата.

Как видно из пяти ключевых показателей развитие внутренней политики поменялось концептуально. Только один критерий сохранил свой приоритет – уровень заработной платы. Остальные четыре пункта или серьёзно поменяли своё положение в рейтинге, или вовсе появились впервые в политической жизни России.

  1. Уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации).

Эта идея и раньше присутствовала в перечне показателей эффективности, но занимала скромное 22-23 место почти в самом конце списка. Да и звучала она в 2017 году как «Оценка населением эффективности деятельности органов государственной власти». В нынешней интерпретации подобная задача вызвала больше вопросов чем ответов.

Сами понятия «оценки эффективности» и «уровня доверия» принципиально разные. Если оценить эффективность по какой-то шкале достаточно просто, то доверие куда более сложное определение и как его повысить другому человеку задача менее конкретная. Тем более что в свете последних законов об уважении к власти, сложно ответить на вопрос: «Является ли недоверие формой неуважения или нет?».

Доверие – это открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека. Построить такие взаимоотношения сложно, ещё сложнее убедить человека в порядочности и доброжелательности незнакомого лично им человека. Налаживать их ещё сложнее, когда взаимоотношения длятся почти двадцать лет и более. Такая задача бывает не под силу профессиональному психологу, не говоря об обычном чиновнике-управленце, который просто не понимает, что от него хотят.

2. Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики.

3. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.

4. Производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики.

5. Уровень реальной среднемесячной заработной платы.

6. Объём инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета.

7. Уровень бедности.

Эти пункты можно объединить в одну большую группу «Поднять экономику России». Согласно статистическим данным, реальные доходы россиян падают пять лет подряд – это создаёт серьёзные риски как для политической стабильности, так и для экономической устойчивости страны.

В попытках преломить тренд, который в случае дальнейшей рецессии экономики ставит под угрозу само будущее России, высшее руководство делегировало задачи экономического роста своим подчинённым. Это, конечно, правильное решение, но сам принцип ручного управления экономики это, к сожалению, не меняет. Хотя горизонталь регулирования бизнеса и будет осуществляться на несколько более низком уровне. Перспективы успеха этого мероприятия будут аналогичными.

8. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

9. Естественный прирост населения.

10. Количество семей, улучшивших жилищные условия.

11. Уровень доступности жилья.

Приоритеты №8-11 также призваны обеспечить увеличение численности населения. Пункт №8 в прошлом перечне ключевых показателей находился на первом месте, но пенсионная реформа прошла – ситуация поменялась.

В России серьёзные демографические проблемы – за последние 20 лет россиян стало меньше по разным оценкам на три-пять миллионов. Ни материнский капитал, ни лояльная к иммигрантам политика, ни даже выдача паспортов и присоединение бывших территорий не позволяет решить эту проблему.

Демографическая проблема выражена целым рядом факторов. Во-первых, это отсутствие материального достатка граждан так, например, Росстат опубликовал большое исследование, по которому более чем треть семей не могут себе позволить новую пару обуви раз в полгода. В таких условиях большая семья – это скорее выживание, а не жизнь. Во-вторых, доступность жилья и процентная ставка по ипотеке, которую можно выплачивать всю трудовую жизнь, живя впроголодь. В-третьих, на численность и продолжительность сильно влияет уровень медицины, из-за отсталости которой многие люди умирают или теряют трудоспособность в раннем возрасте.

12. Доля городов с благоприятной городской средой.

13. Качество окружающей среды.

14. Уровень образования.

15. Доля соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог регионального значения и автомобильных дорог в городских агломерациях с учетом загруженности.

Пункты №12-15 всегда были важными для любого губернатора. Урбанистика, экология, образование и транспортная инфраструктура – это и есть те главные профессиональные навыки, которые отличают хорошего губернатора от проходимца.

Администрация президента каждый год до 1 марта будет представлять главе государства доклад о показателях эффективности работы руководителей регионов. После публикации доклада станет понятна методика расчёта, кнут-пряник этой системы оценки и сама эффективность показателей эффективности.

«Городская газета» г. Химки