Логопед или Дефектолог?

0
220

К большому сожалению, в последние десятилетия наблюдается рост количества детей, у которых имеются отклонения в развитии речи. Нельзя определить субъективную причину этого роста, но выявить конкретное заболевание и назначит ребенку лечение вполне возможно, главное – найти хорошего специалиста этой области.

Все чаще в нашу редакцию с вопросами обращаются молодые мамы, дети которых столкнулись с такой проблемой. Не все из них знают структуру работы логопеда, а особенно в чем отличие между логопедом и дефектологом, как происходит диагностика и какой период нужно водить свое чадо на занятие. Наша редакция обратилась за помощью в детский центр раннего развития «Друзья Олененка», а конкретно к его основателю – логопеду-дефектологу Бондаренко Анне Ивановне. Она помогла нам ответить на следующие вопросы: 

Логопед или дефектолог: в чем отличие?

Что такое дефектология? «Дефектология», или современный термин «специальная педагогика» (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – учение, наука) – научная дисциплина, занимающаяся изучением психофизических особенностей развития детей с психическими (или) физическими недостатками, закономерностей их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

Сурдопедагог занимается обучением и воспитанием детей с нарушением слуха. Тифлопедагогика специализируется на проблеме с нарушенным зрением.  Олигофренопедагог выявляет причины и обучает детей со сниженным интеллектом.

Логопед занимается обучением и воспитанием детей с нарушением речи.

В задачи дефектолога или специального педагога входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, трудовой и социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция. Т.е. дефектолог владеет методикой обучения и воспитания детей любой категории, которым требуется коррекция. А логопед владеет методикой обучения детей только с нарушением речи.

Картинки по запросу логопед или дефектолог

Как логопед диагностирует?

После обращения родителей к логопеду специалист обязательно проводит обследование ребенка. Термин «диагноз» к логопедии и вообще к специальной педагогике не подходит и не употребляется. Это ошибка. Диагноз может поставить только врач, т.е. специалист с медицинским образованием.

Мы составляем логопедическое заключение на основе обследования логопедом ребенка. Как это происходит?

При знакомстве с ребенком логопед проверяет произношение, математические навыки, проверяет, есть ли нарушения слоговой структуры слова, присутствуют ли в речи аграмматизмы, составляет ли ребенок предложения по картинке, пересказывает ли рассказ.

Специалист должен применять к обследованию индивидуально-дифференцированный подход. Ведь чаще всего приходят дети, не владеющие речью. В таких случаях логопед подходит индивидуально. В данном случае обязательно нужна педагогическая характеристика из дошкольного учреждения, которое посещает ребенок. А логопед должен наблюдать и обследовать ребенка в течение 2-х недель. Это, конечно, возможно только в группе для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении

Какая должна быть регулярность занятий?

В зависимости от логопедического заключения предлагается регулярность занятий. Занятия могут проходить ежедневно ( 5 раз в неделю), 2-3 раза в неделю, а могут и 1 раз в неделю.

Почему звуки не ставятся за два занятия?

Поставить звук можно  за 2 занятия. Но сможет ли ребенок ввести правильное произношение исправленного звука самостоятельно (без помощи логопеда и родителей) в речь?

Речевые нарушения разнообразны. Причины их возникновения тоже. Чтобы логопед правильно выбрал методику преодоления речевого нарушения нужно правильно установить форму и виды речевого нарушения. Это может быть:

  • Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата,
  • Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте,
  • Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы,
  • Ринолалия — нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, характеризуется своеобразным сочетанием неправильной артикуляции звуков и голосовых расстройств ,
  • Заикание — нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение,
  • Афазия — локальное отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи (в отличие от алалии);
  • Дисграфия — нарушение письменной речи.

Если логопедом правильно установлены форма и вид речевого нарушения, правильно подобрана методика преодоления речевого нарушения, то эти нарушения  могут быть преодолены от 1 месяца до 3-х. лет.

Картинки по запросу логопед или дефектолог

Помимо занятий логопеда-дефектолога, регулярные консультации проводят также детские невропатологи и психиатры – такой комплексный медико-педагогический подход в работе с детьми позволяет быстро выявлять причины дефектов речи и письма и эффективно устранять их.

Вам следует обратиться к помощи логопеда-дефектолога, если вы заметили у ребенка следующие проблемы:

  • задержка развития речи, неправильное произношение звуков, в том числе у детей с нарушениями зрения и слуха;
  • бедный словарный запас, присутствие в речи аграмматизмов (ребенок испытывает сложности при построении и восприятии предложений),
  • преобладание односложных ответов над развёрнутыми, вплоть до полного отсутствия последних;
  • нарушение темпа речи, заикание;
  • трудности при овладении навыком письма и чтения (дисграфия, и пр.).

Правильная и понятная речь, хорошая успеваемость, умение сосредотачиваться на поставленной задаче и просто уверенность в себе существенно улучшат качество жизни ребенка и всей его семьи, помогут предотвратить развитие многих проблем во взрослой жизни.

Шарапкова Снежанна