«Гениальность — ужасная патология, но мы не можем от нее отказаться»

0
31

«Норма — это странная, непонятно для чего существующая вещь. Шаг вправо дает людей с низким интеллектом, шаг влево дает гениев. Мы не можем контролировать мозг, и от этого особенно страшно».

21 ноября в рамках конференции «Когнитивные исследования на современном этапе» в Архангельске выступила Татьяна Черниговская, крупнейший отечественный специалист в области теории сознания, руководитель кафедры конвергенции естественных и гуманитарных наук Петербургского государственного университета, профессор. Она рассказала о том, как мозг и сознание человека изменяются в цифровом мире. Основные тезисы выступления Татьяны Владимировны опубликованы на ее странице в Facebook.

— Мы — это наш мозг. Он определяет, как мы живем, как устроено наше общество, поэтому мы должны быть с ним знакомы. У меня нет иллюзий насчет того, что мы можем контролировать то, что в нем происходит. Но если хотя бы малую степень мы можем контролировать, то мы должны. Потому что иначе мы оказываемся в странной ситуации, когда не понимаем, кто в доме хозяин.

Слово «сознание» — тревожное. Несмотря на то, что есть тысяча его определений, на самом деле нет никакой договоренности о том, что считать сознанием. Никакой вообще. Есть огромный диапазон мнений на эту тему. Одни считают, что сознанием обладает вообще все живое, даже инфузория-туфелька. А буддисты, например, верят, что сознание — это Вселенная. Второй полюс этой огромной шкалы — сознание-осознание, рефлексия. То есть сознание — это люди. Если мы настолько снобы, что верим, что сознание есть только у нас, тогда возникает вопрос: а дети — это люди? Они ведь не способны к рефлексии довольно долго. Да и процентов 90 населения Земли так никогда и не дозревают до способности к оценке своих действий. Живут как хвощ. Что с этим делать?

В тот момент, когда искусственный интеллект начнет обладать сознанием, когда он решит, что он личность — тогда всем «До свидания», спокойной ночи! Мы потеряли контроль над миром. Но как определить наличие сознания? Мне даже в самом изысканном фантазировании в голову не приходит, как это сделать. Вы почему считаете, что я не программа? У вас нет никаких доказательств, и никогда не будет.

Парадокс прогресса в том, что мир становится очень опасным и одновременно в этом мире огромное количество возможностей. Но за возможности платят абсолютной прозрачностью.

Мы живем не только в материальном мире, но и в символическом, который мы сами создаем. Этот мир, возможно, даже важнее материального. Войны совсем не обязательно идут за землю, они могут идти за веру. У нас есть много символических языков — от вербального до языка математики, музыки и тела. Музыка и математика — самые тревожные, потому что вообще не понятно, что это такое.

Мозг — сложнейшая нейронная сеть. Если размотать нейронные связи, они растянутся на 2,8 миллиона километров. Этого расстояния достаточно, чтобы 68 раз облететь Землю или семь раз слетать на Луну. Мозг нам не по мозгам, нам не справиться с этой системой. Суперкомпьютер по сравнению с ней — анекдот.

Норма — это какая-то странная, средняя, непонятно для чего существующая вещь. Шаг вправо дает людей с низким интеллектом, шаг влево дает гениев, и это все что угодно, только не норма. Поэтому, если честно, гениальность — это патология. Но мы готовы отказаться он нее? Тогда закроется дверка в помещение, которое называется «человеческая цивилизация».

С собой надо быть знакомым. Я своим студентам, особенно барышням, советую зайти в ванную, раздеться, смыть косметику, внимательно на себя в зеркало посмотреть и самой себе ответить: я умная или нет? Я красивая или нет? Я стерва или нет? Я планирую сидеть и вязать носки или блистать на сцене? Себе-то нужно это сказать. Если бы я много лет назад узнала, что я сова, я бы не потратила кучу времени на бессмысленные попытки написать хоть что-нибудь стоящее утром.

Мы живем в текучем, нестабильном, сверхбыстром, гибридном, мерцающем мире. И этот мир перестал быть человекомерным, он не для нас.

Задачи современного образования: тренировать понимание, а не запоминание, воспитание спокойного отношения к постоянным переменам, формирование навыков верификации информации, обучение способности учиться и противостоять стрессу, научить сохранять человечность в цифровом мире.