Как обманывают покупателей в интернете? Признаки интернет-магазина мошенников

0
90

 

Интернет-торговля — это динамично развивающаяся отрасль. Все больше людей стремятся приобретать товары онлайн. Обусловлено это в первую очередь удобством. Меньше затрачивается времени и сил, не нужно никуда ездить, покупки совершаются прямо с телефона. Дешевая доставка прямо до дома, большой выбор товаров на любой вкус.

 

Такие покупки имеют и свои минусы. Существует огромная проблема – мошенничество в интернете. Причем страдают от мошенников чаще всего люди старшего поколения, мало знакомые с интернетом в целом. Магазин в сети сейчас создать проще простого: достаточно потратить пару дней. При должной сноровке можно сделать это еще и анонимно, не оставляя следов. Это приводит к появлению тысяч сайтов, продающих воздух доверчивым людям. Как отличить магазин мошенника от добросовестного интернет-магазина? Рассмотрим три классических примера.

 

  1. Сайт продает один уникальный товар,доставка только почтой.

 

Наиболее популярная сейчас схема обмана. Сайт мошенника выглядит красиво и дорого, продает довольно дешево какую-то интересную вещь. Это может быть лекарство, электронное устройство, необычная игрушка для ребенка, предмет интерьера и т.д. «Продавец» зарегистрирован как ИП, указаны даже его реквизиты. Оператор вам позвонит и подтвердит заказ. Оплата товара происходит наложенным платежом, покупатель вроде бы ничем не рискует. Но вот доставка только по почте, иначе никак.

 

В чем подвох? Из таких интернет-магазинов с наибольшей вероятностью придет по почте вещь гораздо дешевле, но схожая по весу, а иногда и вовсе красиво упакованные камни. Не все до конца понимают, что при наложенном платеже вначале необходимо посылку оплатить, и только потом она передается в руки покупателя, после чего можно нарушить ее целостность, проверить товар. Этим и пользуются мошенники, которые еще и не отправляют заказ самостоятельно, а делают это через третьих лиц. При таком раскладе наказать мошенников практически нереально.

 

Вывод: Оплата посылки наложенным платежом не гарантирует добросовестность продавца. Честный интернет-магазин имеет целый ряд различных способов доставки (курьер, частные транспортные компании, пункты выдачи, постамат) и предлагает широкий ассортимент товаров. Если ничего этого нет, от покупок лучше воздержаться.

 

  1. Нет информации о продавце, либо она есть,но выдуманная.

 

Признак, характерный, скорее, для продавцов в социальных сетях, просто не зарегистрированных официально. Покупки у них совершаются на свой страх и риск, даже при наличии рекомендаций от знакомых. Но бывает и так, что даже в классических интернет-магазинах реквизиты ИП или юридического лица, осуществляющего торговлю, либо не указаны вовсе, либо выдуманы. Также данные могут быть указаны, но принадлежать и другому магазину, добросовестному.

 

Кроме того, очень часто реквизиты ИП или юридического лица трудно найти на интернет-сайте мошенников: они указаны мелким шрифтом, незаметны среди другой информации. На это тоже нужно обращать внимание, честным продавцам информацию о себе скрывать незачем.

 

Вывод: Если есть сомнения, не ленитесь проверить данные продавца в поисковике, информация о зарегистрированных юридических лицах в открытом доступе и легко проверяется. Если данные просто отсутствуют, от покупки в интернет-магазине лучше воздержаться.

 

  1. Большие скидки, распродажи и 100% предоплата.

 

Все акции небольших интернет-магазинов вроде «Ликвидация, скидка 80%!» явно говорят о том, что сайт создали мошенники, а громкие слова служат лишь средством привлечения повышенного внимания. Иногда товары вообще предлагают купить за рубль. Такие «магазины» обычно отличает еще и невозможность выбрать способ оплаты ­– только электронный платеж, только 100% вперед. Можно догадаться, что из такого магазина заветная посылка не придет.

 

Нередко такие сайты просто собирают личные данные, которые покупатель вводит при оформлении заказа. Они используются для рекламных писем, звонков, навязывания иной продукции и просто мошенничества.

 

Вывод: Многие крупные интернет-магазины работают только по предоплате, предлагая и альтернативу. Например, оплату курьеру при получении товара или в пункте выдачи (салон связи, постамат). Добросовестный интернет-магазин предлагает много различных способов оплаты товара, из которых можно выбрать наиболее удобный, и не проводит акций, снижающих цены на 80% и более. 

 

Что делать, если обманули?

 

В зависимости от обстоятельств, подход к разрешению проблемы индивидуален. Как действовать в той или иной ситуации, подскажет квалифицированный юрист. Но в первую очередь необходимо обязательно обратиться с заявлением в полицию. Кроме того, выполнив определенный алгоритм действий, возможно обращение в суд с иском по Закону РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей». Положения закона предусматривают возможность обманутому покупателю обратиться в суд по месту его жительства.

 

Адвокат Воскресенского филиала МОКА,

Петухов Евгений Сергеевич