Нельзя двигаться только к одной цели

0
69

Что такое профессионализм и как стать профессионалом? Схожи ли в чем-то гениальный математик, управленец-антикризисник и чемпион Олимпийских игр? Об этом ЧТД рассказал доктор психологических наук, заведующий Центром когнитивных исследований РАНХиГС Владимир Спиридонов. Главное из интервью.

   Он пояснил, что вместе с командой изучал экспертов в сфере решения задач и проблем, «те случаи, когда люди оказываются чрезвычайно эффективны в решении тех или иных проблемных ситуаций». При этом задачи были самые разные, от несложных заданий из школьного учебника по физике до плохо структурируемых, но при этом очень важных ситуаций из области экономики и управления.

— Оказалось, что феномен профессионализма можно изучать как таковой, потому что профи в разных областях чем-то похожи. При этом, разумеется, что есть огромное количество показателей, по которым они отличаются. Это неочевидный вывод, но он был сделан на основе многочисленных наблюдений.

В советское время психологи считали, что у экспертов формируются универсальные навыки, которые помогают решать задачи самых разных типов, но сегодня доказано, что такой подход неверен, так как наша психика привязана к конкретным областям задач и опыта.

Но сходство есть

— Эксперты совершенно иначе, чем новички, понимают задачи, они подходят к ним комплексно. По сути, это опыт, но опыт очень разный, сама форма его организации будет похожей. Кроме того, профессионалы сначала много времени тратят на то, чтобы понять, как устроена задача. Не кидаются сломя голову решать, а разбираются, что дано, что нужно сделать, что можно, что нельзя.

Новички совершенно уверены, что им все понятно, и сразу пытаются действовать. Эксперты же начинают с, казалось бы, самых простых вещей, но приходят к совершенно другим результатам.

Исследовательские шаги такого рода иногда называют эвристиками: когда человек не решает задачу в строгом смысле слова, а пытается разобраться, как именно она устроена.  Так могут делать и люди без специальной подготовки, но почему-то не делают. Причем не используют даже в том случае, когда им даются прямые указания — ребята, делайте это, то и вот то.

Почему так происходит?

— Судя по всему, ответ на этот вопрос будет тот же, что и ответ на вопрос, почему человек не может научиться кататься на велосипеде, просто наблюдая за катающимися. Или почему нельзя выучить иностранный язык, просто слушая разговоры носителей.

Предполагается, что все эти достаточно хитрые действия должны быть встроены в вас: должны сформироваться навыки сложно организованного поведения. Именно поэтому профессионалу часто бывает сложно объяснить другим, как он это делает. Как велосипедист держит равновесие? Сел и поехал.

Можно ли стать профессионалом после 30 лет?

— Если человек, например, в 30 лет решил сменить профессию или, точнее, род деятельности, то за полгода профессионалом он, конечно, не станет. Но, интенсивно занимаясь, он через несколько лет имеет все шансы достичь уровня людей, которые этим занимаются давно. Опять-таки условное правило десяти лет никто не отменял.

Это умеют все профессионалы

— Профессионалы владеют различными стратегиями решения. Например, нельзя двигаться только к одной цели. Это проигрышный вариант.

Единственный способ найти решение — это быть полителичным, то есть двигаться к разным целям одновременно, придумывать сложные формы поведения, которые помогут закрепиться сразу на нескольких полях.

У профессионала есть определенный стиль, свои отточенные, освоенные приемы, свои любимые способы работы. Любимые, потому что приносят хорошие результаты. Чужие стратегии работы и советы могут им только мешать.

Что ставит наш мозг в тупик?

— Не так давно психологи поняли, что есть два типа затруднительных ситуаций: задачи и проблемы. В случае задачи дается цель и какие-то условия, которые ограничивают возможности ее достижения. Кроме того, чаще всего есть и кто-то, кто знает правильный ответ.

Проблемы — более сложный тип затруднений: управление территорией, поведение в сложной конфликтной ситуации или, например, построение профессиональной карьеры, выбор вуза. Здесь цель не очень понятна и условия размыты, плохо структурированы.

«Кем я хочу быть?» — спрашивает человек в 18 лет. Да кто его знает! Непонятно, что дано и что надо получить. Этакое проблемное месиво, по-английски problem mess.

Люди, хорошо справляющиеся с задачами, вовсе не обязательно хорошо справляются с проблемами. Проблемы требуют совершенно других способностей. Методы поиска решения другие, учить решать проблемы надо иначе, для задач и проблем требуются разные типы мышления.

Одна из стандартных стратегий решения — поделить проблему на несколько задач. Но это уже очень большой и сильный шаг вперед. Если вы это сделали, то вы очень эффективный решатель.

Психологи предпочитают говорить не о творчестве, а о продуктивном мышлении, о найденных продуктивных решениях. Конечно, такой тип мышления важен, особенно в решении сложных задач, и в наибольшей степени — в решении проблем.

   Новаторство, неожиданность, умение применить что-то, что не пришло в голову остальным, в нужный момент извлечь из своего арсенала нужный прием или комплекс приемов… Чем больше человек знает, тем сложнее ему из этой гигантской библиотеки достать то, что необходимо. В арсенале у профессионала только самое нужное. Помните, Шерлок Холмс говорил, что на его «чердаке» только самые необходимые инструменты, в идеальном порядке и всегда под рукой. А лишнего хлама, вроде того, кто такой Коперник, там нет.

    Если мы посмотрим на отцов-основателей успешных компаний, то увидим еще и какие-то удивительные личные качества: придумав идею и вдохновившись ею, они год за годом упорно ее реализовывали, несмотря на препятствия. Здесь мы найдем, конечно, не только экспертность в области решения задач, с которой мы начали, но еще и огромное количество самых разных важных компетенций.