« Первый раз, в первый класс!»

0
135

Рекомендации родителям по успешной адаптации первоклассников.

    Вот и наступает школьная пора. Начало школьной жизни  — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;
  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  • от того, достаточно ли ваш ребенок социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

 

Понаблюдайте за своим ребенком.

Если он  весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.  Все это признаки успешной адаптации вашего ребенка к школе.

Если же Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Если ваш ребенок жалуется на состояние здоровья. Именно так проявляются признаки  дезадаптации.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально обратившись к психологу.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
  • резко меняют отношения в семье («Ты теперь большой, должен сам мыть посуду» и т.д.)

 

Ваша помощь очень нужна и важна:

  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности (хвалите ребенка даже за незначительные достижения)
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать (не задавайте прямых вопросов «Как дела в школе?», лучше спросите ,что было интересного, что понравилось?
  • Не критикуйте своего первоклашку, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Не ругайте за плохие отметки. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт  взрослого члена семьи с начальством на работе.

И обязательно запомните, дорогие товарищи родители, Ваши дети только учатся учиться, а учителя и психологи им в этом обязательно помогут.

 

Нарышкина Наталья Валентиновна
Психолог ГКУ СО МО «Воскресенский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»