Спасти молодежь от тяжелой участи

0
25

Яков Силин, ректор Уральского государственного экономического университета:

— По роду службы я отвечаю за обучение и воспитание молодежного коллектива численностью с небольшой город — почти 20 тысяч человек. И поэтому меня просто не может не волновать очень часто в последнее время обсуждаемая тема: почему молодые люди нынешнего поколения, особенно дети успешных и состоятельных родителей, якобы работают хуже, учатся менее старательно, и в целом нас, мол, ожидает этакое потерянное с точки зрения экономики поколение.

Решение проблемы начинается с ее признания. Мне, конечно, положено верить в нашу молодежь, но чего греха таить — проблемы есть. Рассуждение про низкую ответственность и все реже встречающееся желание вкладывать свои силы в «большие дела» возникли не на пустом месте. Однако сегодня мне хочется поговорить не о причинах такого положения дел. О них уже не раз сказано. А о том, как, по моему мнению, это можно исправить.
Вам не кажется, что главное, что отличает современное поколение — это ощущение, что все вокруг игра, в которой нельзя по-настоящему проиграть.
Ты будто ничего не потеряешь, ничем не рискуешь. Как говорили в прежние времена, «чего волноваться, не корову проигрываем». А знаете, с чего это начинается? Я имею в виду во взрослой жизни. Как правило, как раз с учебы в вузе. Молодые люди привыкают, что им все простят: простят «хвосты» по учебе, простят недоработки, простят пропуски. Как это исправить? Мы начали с того, что сделали особый упор на высокой планке обучения. Если кто не хочет у нас учиться, имеет большие задолженности, не может пересдать экзамен, своим трудом не показывает стремление получить хорошие знания, мы их отчисляем. Не важно, бюджетные студенты или «платники».
Мне часто говорили, что мы и деньги потеряем, и людей не вернем. Но практика показала, что чем больше порядка идисциплины, тем больше желающих к нам поступить.
Бизнесу должно быть знакомо это явление: если ты честен с клиентом, требователен к нему и даешь понятный результат, это всегда приведет к тебе больше новых клиентов, чем обман и обещание «золотых гор» каждому. Учеба — это труд, если молодые люди не хотят трудиться — пользы обществу от них не будет. Или они должны изменить отношение, или пойти туда, где нет таких требований. Соответственно, результат будет такой же. Кто просто пришел за корочкой — это не к нам. Это непростой путь, сейчас на нас многие обижены, есть родители, которые возмущаются, приходят просить за своих чад, и мы не против дать второй шанс. Но он же будет и последним.
Кстати, это касается и преподавателей. Некоторые из них вынуждены были уйти, потому что не соответствовали требованиям. У них был шанс с помощью университета исправить положение дел, они это не сделали. Кто-то не смог, кто-то не захотел. Да, на этом фоне оформилась проблема непонимания отдельными педагогами происходящих изменений, уверен, что это есть и в других вузах. Изменения идут быстро, требования повышаются. Например, по всем направлениям каждый преподаватель должен за счет университета пройти соответствующую стажировку. Чтобы вуз не отставал от тех процессов, которые происходят. Мы же обучаем студентов и магистрантов тому, что происходит на практике, нужно видеть, что там на практике. Хотя бы раз в году нужно пройти эту стажировку. Нас никто не обязывает это делать, но если мы не хотим отставать или сокращать разрыв, тогда надо жить теми же интересами. Практики понимают, что к ним завтра придут новые выпускники, и надо сокращать этот разрыв.

Возвращаясь к главной мысли: молодежь должна с самого начала своей взрослой жизни видеть, что обучение — это не какая-то очередная компьютерная игра, в которую ты погружаешься на несколько часов, зарабатываешь баллы, а потом выходишь, и все заканчивается. 

Поощрения и наказания должны стать реальностью, дисциплина — не пустым словом (мол, пожурили и все). Это важно, потому что именно в студенчестве закладывает очень многие из профессиональных привычек, само отношение к труду. Если человек попадает в среду, в которой у него появляется настоящая цель, он будет рваться вперед. Но это предполагает жесткость и прямоту. Настоящим лентяям надо говорить, что они именно лентяи, а не просто этакие «творческие личности». Тем, кто не может что-то сдать в первого раза, не «натягивать» оценки, а указать на недоработки и предложить попробовать еще раз, поставив нынешнюю, пускай суровую цифру. Двойка, так двойка! Ложь самим себе еще никого до добра не доводила.

Трудолюбие, ответственность, умение честно и без прикрас оценивать свои способности — это навыки, за которые оценки ставит не преподаватель, а сама жизнь.

Но так сложилось, что именно вуз стоит у истоков формирования этих навыков. И если мы, вузы, перестанем давать поблажки направо и налево, перестанем прощать студентам все и вся, лишь бы они числились в учебном заведении, эти качества скорее начнут формироваться у многих и многих вполне толковых ребят. И тогда у нас будет меньше так называемой «золотой молодежи», у которой все вокруг — игра за счет их родителей. Прошедшие честное обучение люди, даже если потом они выберут другую профессию, запомнят, что такое труд, награда и наказание. Просто игры кончились, и кто-то должен сказать об этом молодым людям.