Стоит ли кивать на Запад как на источник всех наших бед

0
834

Миллионы граждан нашей страны относятся к внешней политике как к футболу. Они просто «болеют за своих», не задумываясь о последствиях. Но чем больше мы поддаемся эмоциям, забывая о прагматизме, тем меньше у нас шансов на благополучное будущее.

Порой говорят, что русскому человеку еще со времен монгольского ига присуща рабская психология. А потому мы поддерживаем авторитарный режим, который вечно ссорится с демократическим Западом.

Но если мы попытаемся проанализировать поведенческие модели современного россиянина, то обнаружим совсем другую картину. Пусть и малоприятную, но не имеющую ничего общего с такими грубыми штампами как «рабство», «сервильность», «восточный деспотизм».

Как выглядит обычно наша первая реакция на какие-нибудь не очень приятные действия Запада в отношении России? Мы возмущаемся: «Почему они с нами не считаются?», «Какое имеют право лезть в наши дела?», «Пусть получат адекватный ответ!» А затем поддерживаем этот ответ вне зависимости от того, какие последствия он для нас вызовет.

Попытки объяснить стороннику подобного подхода, что мы поступаем по принципу «назло маме уши отморожу», чаще всего остаются непонятыми. Собеседник искренне возмущается: «Но ведь они же действительно не правы!» И поскольку в ряде случаев это действительно так, спор становится бессмысленным.

При этом тот же человек гораздо реже ведет себя подобным образом, если не прав его деловой партнер. Или начальник, от которого зависят зарплата и карьера. То есть в глубине души возмущение все равно остается, но наружу не выплескивается, поскольку встает закономерный вопрос: если я из-за этого «сукина сына» потеряю контракт или работу, то как завтра буду кормить семью? Не лучше ли, скрепя сердце, променять гордость на материальную выгоду…

Или другой пример. Как многие россияне оценивают успехи Запада? Все чаще можно встретить размышления о том, что Америка не производит ничего кроме зеленых бумажек. Что за ленивых европейцев работают мигранты. Что пирамиды госдолга, выстроенные в развитых странах – это способ эксплуатации кредиторов из третьего мира. Что Евросоюз – сплошная бюрократия. И т. д., и т. п.

Многое из этого верно. Но у нас все меньше охоты перенимать чужой позитивный опыт – и все больше попыток успокоить себя чужими грехами: они там ничем не лучше нас – и пусть не гордятся!

По своим человеческим качествам они, может, и впрямь не лучше. Но много ли нам пользы от купания в их недостатках?

Ведь как ни крути, по качеству экономики, по уровню доходов они успешней нес. И прагматичный человек скорей обратит внимание на то, почему США, печатая свои зеленые бумажки, все же пользуются доверием кредиторов. И почему именно туда устремляются мозги со всего мира, формируя в американских университетах базу для разработки самых совершенных технологий.

Подобный прагматизм свойственен многим из нас в быту, когда надо научиться чему-то у нелюбимого учителя или коллеги. Однако в политике наши люди о необходимости учиться забывают – и просто радуются, что у пиндосов тоже не все гладко.

Более того, нам свойственно сегодня смотреть на мир не как на «фабрику», где все трудятся, перенимая опыт и создавая блага для текущей и будущей жизни. А как на футбольный матч, в котором надо просто забить побольше голов. Или, точнее, голы забивают Путин с Лавровым или с Шойгу, а наше дело – громко кричать и болеть за своих, потребляя пиво, чипсы и бутерброды. А кто при этом производит пиво с бутербродами, мячи, экипировки и все прочее, что используется в футболе – не интересно никому.

В быту, опять же, мы ведем себя совсем иначе. Не знаю, радуется ли трудовой коллектив «Пятерочки» тому, что обошел по выручке конкурентов из «Магнита». Но, думаю, кассиров и грузчиков все же больше заботит их зарплата – и выполнение тех обязанностей, за которые они получают деньги. Если одна торговая сеть накроется медным тазом, вряд ли рядовой персонал второй будет неделю ликовать. В политике же мы радуемся «подъему с колен» даже тогда, когда «директор магазина» сокращает нам зарплату и отменяет премиальные.

А теперь самое главное. И «уши отмораживать», и смотреть на мир как на игру в определенных ситуациях – вполне нормально. Глупо по этому поводу ругаться, используя слова «ватник», «быдло» и т. д. – оскорбления делу не помогут.

Реакцию миллионов российских граждан на происходящее в стране и в мире можно назвать не болезненной или извращенной – скорее инфантильной. Они ведут себя как дети, которые ни за что не отвечают, находятся под покровительством папы, мамы и учителя – и потому могут выражать накопившиеся эмоции, не заботясь о выживании.

Важнейший критерий современного общества – способность человека адаптироваться к реальности, то есть осмысленно реагировать на проблемы, а не тратить время и силы на бесполезные эмоции.

В экономике и в быту доля тех, кто вместо поиска работы способен лишь лить слезы и размазывать сопли по лицу, у нас вряд ли больше, чем в развитых странах Запада. И понятно, почему. Возможности государственного патернализма ограничены, социальная поддержка ничтожно мала – в таких условиях даже самому непутевому человеку придется повзрослеть.

Но в политической жизни все иначе. Там процветает мнение, что ничто и ни от кого не зависит вообще.

Стагнация, установившаяся в российской экономике с 2009 года, означает, что мы становимся отсталыми на фоне развивающегося мира. И оставляем своим потомкам гораздо меньше, чем могли бы оставить при нормальном развитии.

Казалось бы, парадокс: все родители хотят сделать для своих детей все возможное – но в качестве граждан России эти же папы и мамы ведут себя инфантильно, передавая их наследникам страну с огромной недостачей.

Однако на самом деле ничего парадоксального в такой ситуации нет. Ведь у нас в политике взрослых людей держат за малышей, которым позволено лишь одобрять или не одобрять единственного всесильного правителя в лице Путина.

Но пока Россия будет отдаваться целиком борьбе с остальным миром, пусть даже самым поганым, а не строить свою фабрику для производства, мы будем жить все хуже и хуже.

Не наглый Запад убивает нас – а куда более наглые свои политики, делающие на этом противостоянии свой политический гешефт.

Автор: Дмитрий Травин