Кнут и пряник в воскресенском ЖКХ

0
608

     Любое предприятие или должностное лицо работает эффективно лишь в системе «кнута и пряника». Когда есть только кнут, то производительность труда довольно низкая — усердно работать «из под палки» никто никогда не хочет. Во времена И. Сталина кнут был жестким, но зато «пряники» обещали сытные и вкусные – коммунистические. После смерти Сталина бить кнутом стали очень мягко, зато «пряники» оказались более доступными, но, правда, не столь вкусными. Вот тогда по всей стране во всех сферах народного хозяйства появились и стали множиться прототипы героя Леонида Куравлева из фильма «Афоня» — безответственные, нагловатые, подлые и ленивые.

  На сегодняшний день лучшая система «кнута и пряника» — это свободный рынок. За некачественные и неоправданно дорогие товары, услуги предприятие лишается потребителей и вылетает с рынка. Остаются только эффективные предприятия, только грамотные, добросовестные и трудолюбивые кадры.
Нынешние местные власти в очередной раз хотят похозяйничать в ЖКХ, создавая муниципальное унитарное предприятие по управлению и обслуживанию жилого фонда. Это вызовет, на мой взгляд, очередное осложнение «болезни», потому что бесполезно спасать нерыночными методами «чахнущее хозяйство». Слишком слабый и короткий у власти «кнут» по отношению к управленцам и не слишком заманчивый для потребителей и трудящихся «пряник».
Но у власти иные аргументы и мотивы. В сфере ЖКХ процветает воровство. Ситуацию нужно взять под контроль, чтобы деньги жителей не уходили в сомнительные конторы, чтобы вовремя платили зарплату и перечисляли средства ресурсоснабжающим организациям. Неясными остаются вопросы качества обслуживания населения, способности администрации реально влиять на работу предприятия. Невозможно из «белого дома» проконтролировать качество установки кранов в квартирах или подвалах, соответствие заказанных и оплаченных материалов реализованным (использованным) в наших многоквартирных домах, соотношение количества реально работающих дворников официально числящимся в отделе кадров. Контролеры не спасут — с ними тоже можно договориться, усыпить бдительность, обмануть, подставить, пригрозить.

  У Иосифа Сталина в условиях командно-административной системы действительно эффектно получалось бороться с халатностью и низкой производительностью труда — обвинение во вредительстве и путевка в ГУЛАГ. Часто «врагов народа» расстреливали. Сегодня всё иначе. Воруют много, а сажают мало. Большинство нарушающих законы умеют с кем надо «договариваться», а правоохранители – закрывать на творимые нарушения глаза. Обще-мотивированного корпоративного организма муниципальных управленцев и служащих давно не существует. Каждый сам себе на уме. Да и инвестиции, которые требуются жилищно-коммунальной сфере, муниципальная власть дать не может – район в долгах и бюджет с большим дефицитом.

  Полагаю, что руководители администрации района искренне уверены, что смогут привести ЖКХ района к безубыточности и эффективности. Свой взгляд на происходящее и позицию по жилищно-коммунальной проблематике Пестов Г.Н. и его заместитель Сорокин И.А. успели изложить в ходе нескольких пресс-конференций.

Проблемы с получением лицензии у УК «Дом Сервис» возникли из-за неуплаченных вовремя штрафов на 2 млн рублей. Затем штрафы уплатили — лицензию выдали.
— Оборот у УК «Дом Сервис» более 1,5 млрд. рублей в год, поэтому многих тянет на этот прекрасный куш.
— Если жители нам хотя бы чуть чуть помогут и будут оплачивать вовремя коммуналку, проблем в ЖКХ вообще никаких не будет.
— Одни на сайте (размещают) информацию, что кому-то чего-то закроют — люди сразу прекращают платить. Там кто-то кого-то посадит, опять перестают платить. Не беспокойтесь, всё будет нормально.
— Если Управляющая компания «Дом Сервис» не получила бы лицензию, то только выплаты по сокращению работников составили бы 80 млн рублей. Пришлось бы проводить конкурсы, и неизвестно какая компания сюда бы зашла.

  К приведенным цитатам «высокопоставленных» сотрудников районной администрации хочу добавить, что местной властью создан МУП для некой «подстаховки» УК «ДомСервис», самой крупной управляющей компании района. Ранее звучал аргумент о том, что «Дом Сервис» страхуют от возможного отказа в выдаче лицензии. Затем стали говорить о подстраховке этой УК на случай банкротства или смены руководства. Как известно, новые владельцы 50% акций «Дом Сервиса» пока безуспешно стремятся влиять на кадровую политику компании. Чиновники дали понять, что не «бросят» в беде «Дом Сервис», в котором работают более 500 человек, а вместе с числящимися в подрядных организациях — 2 тысячи человек.

  Все эти аргументы вполне устроят стареньких пенсионерок, которые уже плохо понимают в современной экономике и имеют проблемы с памятью. Большинство же людей хорошо помнят, что жилищно-коммунальное хозяйство много лет находилось под управлением и обслуживанием или муниципальных предприятий, или акционерных обществ с более чем 50-процентным участием муниципалитета. Сферу ЖКХ района искусственно отгородили от развития рыночных отношений, при которых создавались бы множество малых независимых от чиновников предприятий, конкурирующих за право управления домами. Навязали жителям «Дом Сервис». А потом к нему в придачу «Жилкомсервис», «Инженерные системы» и другие организации. И никаких конкурсов много лет. Просто передали многоквартирные дома как клетки с курами на «Птичьем рынке». Только вместо яиц люди несут денежки, которых с каждым годом ненасытным конторам требуется все больше и больше.

  Как-то спокойно чиновники говорят о 2 млн рублей, которые УК «Дом Сервис» должен отдать в качестве штрафов. Интересно, а часто ли чиновникам приходится держать в руках 2 млн рублей? Это приличная сумма и для акционеров предприятия, и для заказчиков жилищно-коммунальных услуг, и для кредиторов. Фактически, это дополнительные расходы жителей на неэффективное управление предприятием.
Можно сказать, что 2 млн рублей — это пустяки по сравнению с оборотом компании в 1,5 млрд рублей. По словам Геннадия Николаевича Пестова, на этот «куш» многих тянет. Чем больше денег в распоряжении, тем больше соблазнов поживиться. Хотелось бы, чтобы заработали рыночные механизмы, и тогда никто не сможет отхватить в одиночку этот, как его назвал руководитель Администрации района, куш.
В 90-х годах Ходорковский, Березовский и Абрамович отхватили большую часть российской нефтянки. Тогда весь народ справедливо возмущался наглостью трех евреев. В Воскресенском ЖКХ не те деньги, что в нефтянке, но 1,5 млрд. — действительно большой куш. Возникает вопрос: на каком основании почти весь жилой многоквартирный фонд района отдали в управление одной компании? Почему именно Минервину выпала честь возглавить это предприятие? Почему именно этой компании Администрация создавала преференции, что подтверждается решениями Федеральной антимонопольной службы? Герой книги «Крестный отец» Вито Корлеоне считал монополию самой целесообразной формой хозяйствования. Только потребители от этого чаще всего страдают. Поэтому как ни помогай монополии, как ни старайся вовремя оплачивать коммуналку, проблемы останутся.

  То, что люди на несколько дней снижают платежи за коммуналку после сообщений о задержании директора управляющей компании или проведения оперативниками очередной «выемки документов» в офисах коммунальных фирм — совершенно нормалое явление. Например, как должны вести себя потенциальные вкладчики средств, когда они приходят с накопленными сбережениями в банк, а там происходит задержание и вывод в наручниках директора этого фиинансового учреждения? Думаю, что только невозмутимые оптимисты или просто дурачки решатся внести деньги в кассу этого банка.

  Чтобы Дом Сервис хорошо работал, платил партнерам и государству вовремя и в полном объеме, нужна конкуренция, при которой несколько сильных фирм будут постоянно вести борьбу за голоса жителей жилых домов, как это происходит в «старой части» Новлянского квартала. Будет в районе еще тройка компаний, подобных «Аквилону», и УК «ДомСервис» будет вынужден держаться в тонусе, отшлифует свою работу и скинет с себя баласт лишних нахлебников и обязательств.

  Кстати, несколько слов о возможных обязательствах Администрации района и самой компании УК «Дом Сервис» в случае лишения права управлять домами. Почему мы должны думать об обязательствах «ДомСервиса». Давайте жители начнут ходить на прием к руководству Администрации, либо к директору «Дом Сервиса», чтобы излить душу о своих проблемах с ипотекой, со здоровьем, с задержкой зарплат, о проблемах детей в школе и т.д. Почему нас грузят внутренними проблемами частного предприятия. У этого предприятия есть директор, есть акционеры. Они знали, куда шли, под чем подписывались. «ДомСервис» занимается бизнесом. У него есть большие долги и внушительный размер дебиторской задолженности. Каждый должен решать свои проблемы. Жители не должны заниматься благотворительностью в адрес коммерческой фирмы. Предприятие оказало услуги — мы их оплатили. Если они это делать не умеют — пусть уходят с рынка. Так живут все участники рыночной экономики.
Теперь о конкурсах на право управления многоквартирными домами. Администрация в интересах жителей должна периодически проводить открытые конкурсы на право управления многоквартирными домами, в которых жители проявили пассивность. Каждый чиновник должен выполнять свои должностные обязанности и требования Закона. Не проводя конкурсы, чиновники фактически защищают монополистов от «Закона». О каком правовом поле, взаимных обязательствах заказчика и исполнителя можно говорить, если сомнительны юридические основания работы управляющей компании.

(продолжение в следующем выпуске)
Сергей Рудаков