Скованные одной порочной цепью

0
502

   О том, что доля царская нелегкая, мы хорошо знаем по фильму «Иван Васильевич меняет профессию», а также по недавнему клипу-исповеди «короля» российской эстрады Филиппа Киркорова. Приходится трудиться как рабам на галерах, а вместо благодарности от простолюдинов получаешь море насмешек и претензий.

   Королям городских ЖКХ тоже «несладко», о чем они регулярно напоминают жителям своими публикациями и выступлениями в СМИ. Проблем множество: жалобы от жителей и последующие штрафы от жилинспекции, безнадежная борьба с тысячами злостных должников за услуги ЖКХ, низкая производительность труда и квалификация работников. Но главное – это катастрофически изношенный жилой фонд. Как следует из ответа ЗАО УК «Дом-сервис» жилинспекции по поводу привлечения управляющей компании к ответственности за нарушения правил предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, ей были в своё время переданы многие дома, в котором капремонт не проводился более 25 лет. И эту ношу, мол, приходится нести, хотя это явно экономически нецелесообразно.

Картина такова. «Дом-сервису» навязали дома, которые с экономической точки зрения невыгодны в обслуживании. Воскресенцы хорошо знают дома на улицах Дзержинского, Андреса, Московская, в пос. Барановское и др., которые нужно было либо давно снести (в Китае не принято капитально ремонтировать – многоэтажки сносят и за месяц возводят новостройки), либо перед взятием в управление капитально отремонтировать за счет бюджета или внебюджетного фонда развития ЖКХ. Сегодня не столько «Дом-сервис» тянет эту ношу управления трущобами, сколько жители всего города и района, которые оплачивают жилищно-коммунальные услуги.
Как бы выглядела ситуация, если магазин отгружал сотням людей продукты в долг из месяца в месяц, из года в год? Это невозможно, скажите вы. Но «Дом-Сервис» в таком режиме работает много лет. Почему эта управляющая компания принимает к управлению дома, в которых люди сознательно не желают платить по квитанциям? Но при этом большинство должников за услуги ЖКХ, особенно из городских и поселковых трущоб, не стыдятся своих долгов. Почему? Потому что управляющая компания оказалась скованной одной цепью с жителями по воле третьей стороны – местной Администрации. А жители квартир в разваливающихся бараках и сталинках, потерявшие веру в улучшение своих жилищных условий, считают, что это им власти должны доплачивать за проживание в стесненных, а порой нечеловеческих условиях. Ведь это местная власть, не выполнив свое обязательство по капремонту, теперь сделала управляющую компанию и жителей заложниками взаимного экономически невыгодного сосуществования. И никаких извинений от руководителей местных администраций за преступное бездействие своих предшественников.

Не всегда жильцы многоквартирных домов, даже страдая от некачественных услуг, идут жаловаться. Я уверен, что большинство воскресенцев даже не знают о существовании жилищной инспекции. Поэтому 25 обращений за месяц в жилинспекцию не отражают уровень качества обслуживания в Воскресенском ЖКХ. Процент негативных обращений граждан достаточно низок не по причине удовлетворительного обслуживания, а по причине пассивности и усталости горожан, неверия в возможность серьезных перемен.
Жалоба одного из жителей дома 106 по ул. Рабочая стала причиной встречи с жителями этого дома Главы Воскресенского района Калинникова А.М. А разве нельзя без письменных обращений возмущенных граждан регулярно инспектировать городские улицы. Разве никто из руководителей городской и районной администрации не испытывает стыд за состояние всех подъездных дорог к домам 106, 112, 114, 120, 130 и других «четных домов» по ул. Рабочая. Или до визита Калинникова представители власти даже и не представляли себе состояние внутриквартальных дорог в этой части Москворецкого. Разве можно признать удовлетворительным состояние старых домов мкрн. Лопатинский, мкрн. Красный строитель и пос. Строителей, если никто из жителей из-за пассивности и пессимизма не будет жаловаться?

Самый лучший контроль – это контроль закона и цивилизованного рынка. Но, как известно, закон у нас работает избирательно, а рынок в местном ЖКХ создавать пока не собираются. И способствует этому разрозненность собственников квартир. В силу ряда причин никто не занимается проверкой правильности, эффективности и целесообразности использования собираемых средств. Из-за этого УК сама решает, сколько денег на что потратить. И на деньги от собственников квартир успешно защищает свой бизнес, проводя психологическую обработку чиновников и жителей города. В результате из недовольных качеством обслуживания лишь единицы проявляют инициативу заявить о нарушении своих прав.

Опыт городов, в которых работают несколько примерно равных по потенциалу управляющих компаний, показывает, что там работают более действенные механизмы урегулирования конфликтов между жильцами и коммунальщиками, а уровень услуг ЖКХ гораздо выше, чем в случае с муниципальным управлением.

СЕРГЕЙ РУДАКОВ